Лучший педагог года

Финансовая грамотность дошкольников

Блохина Ольга
Финансовая грамотность дошкольников

Финансовая грамотность для дошкольников –это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Предпосылки для формирования финансовой грамотности.

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения, что является одной из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.

Другая предпосылка- это активное освоение детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработка ребенком собственного понимания и отношения к ним. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

Экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности, особенно игровой, экономическим содержанием.

Эффективным средством формирования финансовой грамотности является игровая деятельность, в частности сюжетно - ролевая игра.

Мной была определена цель и обозначены следующие задачи в своей работе.

Цель:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, финансово грамотного поведения через сюжетно-ролевую игру.

Задачи:

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

-Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства;

-Определить направления работы по формированию

финансово - грамотного поведения детей дошкольного возраста;

-Совершенствовать формы и методы работы по экономическому образованию;

-Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям;

-Подобрать ряд сюжетно - ролевых игр, дидактических игр экономического характера;

-Привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно-развивающей среды;

-Проанализировать работу по формированию финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.

Для решения первой задачи была изучена психолого- педагогическая литература.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и обучения.

Мною систематизирована картотека игр по финансовой грамотности. Дети охотно играют в сюжетные и дидактические игры. Я чаще использую такие игры как: «Мини – банк», «Совместные покупки», «Кто кем работает», «Размен», «Услуги и товары» «Маршруты товаров», «Магазин игрушек», «Что быстрее купят», «Домино», «Что дешевле», «Какое слово лишнее», «Продолжи предложение» и другие.

Для реализации дальнейших поставленных задач, мной была проведена следующая предварительная работа: чтение художественной литературы, были подобраны экономические сказки («Три поросенка» (англ., «Выгодное дело» (Бр. Гримм, «Про мышь зубастую да, про воробья богатого» (В. Даль, «Мужик и медведь» (русская народная сказка, «Как мужик корову продавал» (С. Михайлков, «Муха-Цокотуха» (К. Чуковский, «Джек и бобовый стебель» (англ. народная сказка, использованы различного типа наглядности, проведены экскурсии в рамках ДОУ (кухня, медицинский кабинет, прачка, беседы о различных профессиях, особенно о профессиях родителей.

Так же при планировании сюжетно-ролевых игр, большое внимание было уделено обогащению предметно-игровой среды. В группе созданы и оформлены центры «Магазин», «Банк», предметно-развивающая среда, дополнена атрибутами с элементами экономической природы вещей, предметов (касса, весы), изделий (копилки, кошельки, денежных единиц для игровой деятельности.

В процессе игр я знакомила дошкольников с содержанием деятельности людей разных профессий, с семейной экономикой, продуктами труда и их качеством, с видами денежных знаков (монеты, купюры, с видами и формами торговли и т. д.

Дети с интересом узнавали о труде, профессиях, бюджете семьи, карманных деньгах.

Я подобрала следующие сюжетно-ролевые игры экономического содержания:

- «Банк» - Систематизировать знание детей о банке и банковских служащих, знакомство с некоторыми экономическими представления;

- «Магазин» - расширяет представление детей о том, что такое магазин; дает новые понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов;

Эти игры помогли закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, о необходимости разумного подхода к деньгам, важности понимания, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия. Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни.

Одной из поставленных мной задач, была задача (привлечение родителей к экономическому воспитанию).

Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт.

Безусловно в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Отмечая вышесказанное, можно подвести итог: приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Проект «Финансовая культура дошкольников» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Финансовая культура дошкольников» 1. Актуальность Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Лэпбук «Финансовая грамота»Лэпбук «Финансовая грамота» Цель: усвоение ребенком новой информации и ознакомление с началами финансовой грамотности в занимательно-игровой форме. Задачи: 1. положить.

Цифровая грамотность педагога ДОО Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем Понятие «цифровая грамотность» Ключевые аспекты цифровой грамотности.

Финансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группеФинансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группе Финансовая игра "Мини музей" в подготовительной группе. Воспитатель: Симонова Л. А., высшая кв. категорияФинансовая грамотность – это особое.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

ПДД в играх для дошкольников 4–5 летПДД в играх для дошкольников 4–5 лет «Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Финансовая грамотность дошкольников
Опубликовано: 28 января 2022 в 11:16
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД