Получи документы

Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста

Юлия Боброва
Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста

Боброва Юлия Андреевна

Васильевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Функциональная грамотность

Публикация «Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Функционально грамотный человек- это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненный задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А. А. Леонтьев

Функциональная грамотность связана с готовностью:

• Добывать знания;

• Применять знания и умения;

• Оценивать знания и умения;

• Осуществлять саморазвитие

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

Возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать формированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно- этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

Формирование речевой активности дошкольников;

Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Дети уже с раннего возраста сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. К 5-6 годам благоприятный период дошкольного детства, когда с помощью беседы, совместного исследования или использование различных игровых приемов возможно сформировать такие качества как бережливость, ответственность, честность, целеустремленность, заботливость, трудолюбие, взаимопомощь и поддержка.

Какие азы финансовой грамотности должны быть сформированы у детей :

• Это понимание природы и функции денег;

• Умение ценить и считать деньги;

• Умение экономить и сберегать;

• Умение тратить деньги и жить по средствам;

• Умение возвращать долги.

Без труда нет жизни на земле

1. Первое понятие с которым должен познакомиться ребенок- это труд.

2. Объяснить ребенку, что многое из того, что окружает является результатом совместного труда людей.

3. Основная задача так организовать эту деятельность, чтобы ребенок уважал свой и чужой труд, проявлял интерес к труду, самостоятельность и трудолюбие, учился трудиться в коллективе и для коллектива.

4. Необходимо научить ребенка испытывать радость от выполнения трудовой деятельности и от того, что его деятельность может приносить пользу окружающим людям.

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

Начинать разговор о деньгах лучше с простого понятного детям объяснения, что деньги-это средство, с помощью которого можно купить что-то нужное или желаемое. Наиболее распространенный и основной источник получения — денег- это заработная плата. Для этого мы работаем. Объяснить ребенку, что деньги являются результатом труда, мерой его оценки. Деньги-вознаграждение за честный труд.

Занимать и одалживать в понимании дошкольника должно означать : брать у кого-то и давать-кому-то, причем не обязательно деньги. Объяснить ребенку, что, если берешь чужую игрушку поиграть на время, следует вернуть ее в срок. Рассказать, что на покупку любой вещи были истрачены деньги родителей владельца этой вещи.

Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Умение разумно распоряжаться деньгами неразрывно связано с умением сберегать. Прежде всего надо дать ребенку понять, что если Вы идете в магазин, то это вовсе не означает, что вы обязательно ему что-то купите. Подарите ребенку копилку. Ребенку следует объяснить условия накопления и предоставить выбор: потратить деньги или пополнить свою копилку. Объяснить, что, если экономить и копить дольше, можно накопить больше и рассчитывать на более дорогую покупку. В результате усилий у ребенка сформируется навык бережливости и усвоится суть сбережений – достижение определенной цели.

Покупаем, продаем и обмениваем.

После того как у ребенка сформировано уважительное отношение к деньгам, как к ценности, в которой заключен труд его родителей, а также понимание ого, что количество денег в семье всегда ограничено, можно переходить к выработке важного умения-отличать желание от потребности. Надо объяснить ребенку разницу между потребностью и желанием. В беседе с ребенком следует спокойно задавать ему наводящие вопросы, например, что будет, если всю зарплату истратить на игрушки?

Учимся планировать

Основная задача- объяснить важность планирования жизни человека. В старшем дошкольном возрасте очень важно привить ребенку навыки планирования, так как это будет необходимо ему в дальнейшей жизни, прежде всего при обучении в школе, и поможет ему расти более организованным, грамотно распределять свое время. Начать обучение с совместного планирования покупок перед походом в магазин. Надо дать ребенку осуществить покупки по составленному плану под контролем родителей.

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности.

• Беседы;

• сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры;

• чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок;

• тематические занятия;

• интеллектуальные игры и развлечения;

• походы в магазин, аптеку, сбербанк и тд.

Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Взаимодействие с семьей

Семья-основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально- нравственных отношений.

• Создание и обогащение развивающей среды

• Консультации

• Родительские собрания

• анкетирование

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность»Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы рассказать о рождении небольшой, но вполне милой свинки. Ее рождение началось с небольшой.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2023 в 20:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД