Физкультминутки в образовательном процессе детского сада.

Людмила Шумунова
Физкультминутки в образовательном процессе детского сада.

Здоровье - это не все, что надо человеку,

но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью ребенку». То есть это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье детей и педагогов (в их неразрывной взаимосвязи).

Начало пребывания ребенка в детском саду связано не только с изменением уклада жизни. Переход на дошкольное воспитание и образование способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей дошкольного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, в нашем детском саду, направлены на укрепление здоровья и закаливание ребят, приобретают особое значение.

Построение образовательного процесса без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно - физкультурной работы приводит к выраженному утомлению воспитанников в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья их.

Рациональный режим у нас вдошкольном учреждении, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.

Начинается учебный день в детском саду организованной зарядкой, для того чтобы организму помочь активизироваться, обрести бодрость и восстановить работоспособность. Учитывая то, что длительность активного внимания дошкольников не превышает 10 минут, часть времени образовательного процесса используется на проведение физкульпауз. Их включают с целью предупреждения утомления. Длительность физкультурных пауз не должна превышать 3-5 минут. Рекомендуется использовать упражнения на потягивание, растяжку грудных мышц, мышц бедра и голени, дыхательные упражнения. Систематическое проведение физкультпауз вырабатывает двигательный стереотип, способствующий более эффективной профилактике образовательного и статического утомления и более эффективному повышению умственной работоспособности.

Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые педагогом, также можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников.

Предлагаемые мною физкультминутки даны в соответствии с педагогическими требованиями, методикой физического воспитания детей дошкольного возраста. Физкультминутка стимулирует образовательную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость. Физкультминутка - важное средство самовыражения: воспитатель лучше может узнать своих воспитаников, их организаторские, творческие способности, физические возможности, благодаря чему устанавливается более тесный контакт между ребенком и педагогом, между детьми в коллективе.

Физкультминутка - лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Знание большого количества физкультминуток воспитателю просто необходимо. И следует пополнять и обновлять этот багаж как можно чаще. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем четкий механизм мышления. Отсюда можно сделать вывод: нужны рифмованные упражнения, стихотворения, сказки. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи.

Каждый воспитатель должен уметь проводить физкультминутки в своей работе, учитывая специфику образовательного процесса. Термином "физкультминутка" принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время образовательного процесса. Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Приложение 1. Приложение 2.

Для физкультминуток выделяются небольшие перерывы в процессе образовательного труда. Тем не менее, они носят деятельностный характер, так как в ходе их проведения меняется характер деятельности, происходит переключение, способное предотвратить снижение или несколько повысить уровень оперативной работоспособности. Особенно эффективны физкультминутки в периоды, когда начинает проявляться утомление.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию образовательного материала.

Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7.

Проблема ухудшения зрения в динамике образовательного процесса не представляется новой. Специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий можно использовать для периодической активизации чувства зрительной, координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток.

Схема траекторий изображается на электронной доске или экране максимально возможных размеров. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.

В середине образовательного процесса дети встают и по команде воспитателя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Созданные презентации с разными траекториями по которым движутся веселые анимационные картинки.

Приложение 8. Приложение 9. Приложение 10.

Список литературы

1. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. - 53 с.

2. Абрамов Э. Н., Гимнастика для глаз в практике работы учителя: Методические рекомендации. /Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». – Курган, 2003. – 41 с.

3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт. -сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры- подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями/ авт. – сост. С. А. Авилова, Т. В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.

Прикреплённые файлы:

prilozhenie-1_6hdb7.ppt | 343 Кб | Скачан: 257
 
Публикации по теме:

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей В своей работе использую здоровьесберегающие технологии -как системный подход к обучению и воспитанию,построенный на стремленние педагога.

«Мы и лето». Фотоотчет о летней оздоровительной работе Задачи: 1. Задачи оздоровительной работы: Укреплять здоровье детей в летний период, осуществляя комплексный и дифференцированный.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Физкультминутки в образовательном процессе детского сада.
Опубликовано: 2 сентября 2013 в 19:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...