МААМ-картинки

Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.

Оксана Цыбина
Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.

Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.

Современный ритм жизни и стремление к успеху требуют от человека способности быстро и эффективно реагировать в соответствии с постоянно меняющимися условиями. Именно скорость перемен в 21 веке подтолкнула специалистов при создании ФГОС ДО обратить внимание воспитателей на формирование у дошкольников таких качеств как активность, инициативность и самостоятельность. Попутно с ускоренным темпом, технологическим прогрессом и экологическими изменениями очень остро встает вопрос о здоровье и детей, и взрослых. Уже при поступлении в дошкольное учреждение некоторые дети имеют ослабленное здоровье, часто встречается неконтролируемая активность или малая подвижность детей. Но ведь именно движения в раннем возрасте являются источником полноценного физического, эмоционального и познавательного развития маленького человека. Исходя из внешних факторов и внутренней потребности детского организма, особое место в педагогическом процессе занимает развитие двигательной активности воспитанников ДОУ.

Публикация «Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте,» размещена в разделах

При формировании у детей устойчивого навыка физических упражнений и потребности в движении мы опираемся на особенность дошкольников эмоционального восприятия окружающего и ведущий вид деятельности – игру. В период младшего дошкольного возраста происходит переход малыша к новым отношениям со взрослым, сверстниками и окружающим миром. Ведущим видом общения в данном возрасте становится ситуативно – деловое. Возрастает потребность в общении как со взрослым, так и со сверстником, начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом совместные игры. У ребенка сохраняется высокая потребность в движении, он не способен длительное время удерживать свое внимание. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность является не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей. Поэтому в своей работе по формированию двигательной активности и физическому развитию детей младшего дошкольного возраста я обратила внимание на фольклор и подвижную игру.

С помощью фольклора взрослый легко может установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции. А интересное содержание, яркость художественного образа привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Благодаря своей ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности фольклор позволяет включить детей в активную деятельность.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Если в раннем возрасте малыш в подвижной игре подражает действиям взрослого, то в младшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от отобразительной игры к играм с правилами. Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. Игра привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей, доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослого он овладевает новыми, более сложными движениями. Изменение игровых ситуаций и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого – то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, не задевая их; пробежать между кеглями, не свалив ни одной; обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает малышу трудно выполнить какое – либо движение на глазах у всех, а в процессе игры, подражая действиям своих товарищей и увлеченный сюжетом, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

И фольклор, и подвижная игра могут быть использованы воспитателем в разные моменты педагогического процесса: как в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, самостоятельная деятельность детей, так и в непосредственной образовательной деятельности. При организации подвижной игры с использованием фольклора проводилось мной в трех направлениях: народные игры, привлечение внимания воспитанников к игре с помощью потешек, прибауток, закличек, распределение ролей считалками.

В начале я подбирала народные игры, в которых от ребенка требовалось повторять движения за воспитателем в соответствии с текстом потешки («По лесной лужайке», «Ходит Ваня…», «Лошадки» и другие, что помогает отработать правильное выполнение общеразвивающих упражнений и основных видов движений, способствует развитию уверенности, координированости, самостоятельности. Постепенно игры усложнялись появлением в них определенных правил: убежать от кошки, спрятаться под зонтик, пройти тихонечко(«Солнышко и дождик», «Воробышки и кот», «Куры в огороде» и другие»). Затем поведение ребенка должно полностью подчиняться требованиям текстового сопровождения и координировать свои действия в соответствии с правилами : убегать только после того, как будут сказаны определенные слова, двигаться в соответствии с характером потешки («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Огуречик, огуречик…», «Васька – кот» и другие).

Для привлечения внимания детей к играм я использовала заклички, потешки, прибаутки, произносимые с разной интонацией, силой голоса, напевностью. Но наибольший эффект от словесного воздействия бывает, если потешки, заклички и прибаутки исходят от главного героя игры зайчика, кота, медведя и др. Игрушки и куклы театра би-ба-бо помогают мне сочетать словесный и наглядный прием, что усиливает воспитательное воздействие и побуждает малышей к более правильному выполнению, вызывает эмоциональное желание постараться.

С усложнением игровой деятельности дошкольников появляются правила и роли, выполнение которых является обязательным условием игр. В играх появляются ведущие и водящие. Наиболее активные и уверенные дети всегда хотят выполнять эти роли, и к концу младшего возраста для предотвращения конфликтных ситуаций я использую считалки. Веселые и заводные они побуждают ребят соответствовать имеющимся в игре правилам.

Фольклор – это то лучше, что накопилось в истории предшествующих поколений и дошедшее до нас, истинное богатство, имеющее огромную ценность в становлении личности человека. Фольклор предусматривает развитие человека с момента появления и подталкивает его развитие. Яркость, динамичность, насыщенность фольклора помогают мне в работе добиваться положительных результатов в процессе развития двигательной активности моих воспитанников.

Публикации по теме:

Методический совет по введению ФГОС до в деятельность ДОО План проведения 1. Систематизация знаний педагогов основных положений ФГОС ДО (работа с таблицами) 2. Планирование образовательной деятельности.

Обобщение опыта «Организация развивающей предметно пространственной среды в ДОУ» Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 12:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД