Папки-передвижки

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Наталья Степанова
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего

дошкольного возраста.

Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство, чувство любви к Родине и родным истокам.

Публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Патриотическое воспитание сегодня – один из важных аспектов воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Что такое патриотизм? Так С. И. Ожегов определял патриотизм как

«…. преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Методы патриотического воспитания

• Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.

• Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города

• Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду

• Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций

• Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации

• Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми

• Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью

• Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников

• Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация

• Участие в праздниках

• Участие в посильных общественно-полезных работах.

К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Фольклор – устное народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники, ярмарки, сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Мамы, бабушки, нянюшки с помощью прибауток знакомили ребёнка с окружающими предметами, бытом. Забавлять и веселить малыша надо тоже со смыслом: отвечать на его многочисленные вопросы и одновременно развивая речь малыша, его память и внимание.

Прибаутки — это смешные коротенькие рассказы для детей. Они очень похожи на небольшие сказки в стихах. Поэтому в прибаутках, как и в сказках, часто используются различные фольклорные персонажи.

Скок-поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодниченку — Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Они сели рядком,

Посидели ладком.

Настала ночь

— Улетели прочь.

Здесь приводится положительный пример семьи. Ласково называется молодой человек - «дроздок», девушка – «молодичка».

Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А ещё хочешь

— Хочу!

В этой прибаутке высмеивается человеческая ложь.

Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

А какое мощное действие оказывает на ребенка сказка! В ней существуют такие нравственные категории: добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей).

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).

Для мальчиков - Иван Царевич, Богатыри (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль», «Емеля».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка».

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

В любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке. Этот удивительный жанр всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде.

Публикации по теме:

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника Консультация для родителей. Фольклор - как средство воспитания младшего дошкольника. Мы все родом из детства. Каждый из нас, услышав знакомые.

Методы и приёмы для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Методы и приёмы, используемые для формирования патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста. Сегодня все чаще и серьезнее.

Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольниковМини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники,.

Мини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Я слышу - и забываю. Я вижу - и вспоминаю. Я делаю - и постигаю. Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом.

Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возрастаОсновы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна. Танец – один из древнейших видом искусства, выделившийся из.

Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Создание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаСоздание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время все большее значение в дошкольных учреждениях уделяют нравственно-патриотическому воспитанию. Будущее нашей страны во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД