МААМ-картинки

Формирование духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций средствами музейной педагогики в ДОУ

Светлана Ситкина
Формирование духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций средствами музейной педагогики в ДОУ

1 - Проблеме воспитания патриотизма у подрастающего поколения уделено особое место и в правительственных документах, и в нормативных, в том числе в ФОП ДО.

2 - Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является музейная педагогика : в одном из помещений организован музей «Русская изба», который посвящен быту русского народа, но если присмотреться, то можно вычленить отдельные экспозиции: народный быт, посуда и утварь, музыкальные инструменты, народный костюм, народная игрушка, экспозиция, посвященная событиям ВОВ, история детского сада, история края, экспозиция, посвященная советской эпохе.

Публикация «Формирование духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций средствами музейной педагогики в ДОУ» размещена в разделах

3 - Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФОП ДО. В части формирования целевых ориентиров музейная педагогика способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать. Хорошо раскрывает актуальность музея в ДОУ Н. А. Рыжова: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми и сверстниками по поводу увиденного». То есть музей – это пространство, где можно решить все задачи, предусмотренные принципами ФОП ДО.

4 – В музейной педагогике существуют и свои дидактические принципы.

5 - Музей может выступать и как один единый центр во время подготовки экспоната к выставке (допустим, появился новый экспонат и ребята (младшие научные сотрудники) вместе с воспитателем ищут о нем информацию, т. е. работает технология трех вопросов «Что мы знаем, что хотим узнать и как мы это узнаем?», внимательно изучают ее, и только после этого выставляют в ту или иную экспозицию, так как потом экскурсоводам придется давать информацию об этом предмете, а экспонат без информации – это мертвый экспонат, просто выставочный элемент;

6 - во время проведения экскурсии музей также является единым центром развития: работают экскурсоводы (ребята старшей группы) со взрослыми посетителями и с малышами младших групп.

7 - Отличительная черта нашего музея от других – то, что дети могут не только рассматривать интересующие их предметы, но и потрогать их, поиграть с ними или выполнить какие-либо другие действия, требующие развития ребенка.

8 - Также музейное пространство музея можно разделить на несколько центров, в нашем случае их целых девять, и ребята могут самостоятельно выбирать для себя вид деятельности: это центр народного быта, центр музыкальных инструментов, центр народного костюма, центр мастерилка (творческий, центр, посвященный событиям ВОВ, центр родного края, центр игр и игрушек, центр посуды и утвари, центр народного костюма. В этом случае образовательная деятельность становится интегрированной или работает технология выбора.

9 - Немалую роль в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании имеет семья. К работе в музее привлекаем и родителей, которые вместе с ребятами изготавливают некоторые экспонаты, к примеру панорамные макеты в экспозицию ВОВ, книга памяти,

10 - проводятся различные мастер-классы, встречи с интересными людьми, которые знакомят ребят со своими традициями, может даже поликультурными,

11 - с бойцами СВО (у нас есть родители, которые с удовольствием общаются с ребятами). Ежегодно в «Дни Российской культуры» объявляем акцию не только для родителей, но и для жителей села «Предания старины глубокой» во время которой собираем экспонаты для музея.

12 – Участвуем и в других акциях, способствующих развитию патриотизма у ребят – «Письмо солдату» (с одним из подразделений СВО налажена взаимосвязь, что стало нашей традицией поздравлять воинов с праздниками).

13 - Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. А чтоб это происходило более углубленно воспитатели нашего сада, особенно молодежь не боятся применять в уже инновационной технологии свои инновации, допустим применяют новое дидактическое пособие – круги Луллия, которые способствуют не только речевому развитию, но и развитию познавательной активности дошкольников, реализуют проектную деятельность, применяют лэпбук-технологии.

14 - В результате нашей работы мы ожидаем, что наш выпускник на основе целевых ориентиров ФОП ДО на этапе окончания дошкольного детства:

• проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма

• проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям, демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО

• в оценке поступков опирается на нравственные представления;

• проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, ее государственные символы;

• имеет представление о живой природе разных регионов России

• у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества

• имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;

• выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве.

А это значит, что музей в ДОУ является эффективной формой работы по формированию духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций в соответствии с требованиями ФОП ДО.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Праздник национальных культур и традиций «Дружат дети на планете»Праздник национальных культур и традиций «Дружат дети на планете» Место проведения: спортивный зал. Зал украшен в тематике праздника. Цель: воспитание уважения и чувства сопричастности к культурному наследию.

Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций»Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных ценностей и национальных культурных традиций средствами музейной педагогики в ДОУ
Опубликовано: 25 октября 2023 в 12:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД