Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».

Татьяна Васильева
Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».

Тема:. Развитие грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

Путешествие в сказку «Гуси - Лебеди».

Цель: развитие грамматических категорий устной речи в различных формах и видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи: - формировать умение изменять существительные по числам, родам и падежам, сочетать существительные с числительными;

- развивать умение составлять новые слова с уменьшительно – ласкательным значением, и образовывать прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные;

-закрепить умение составлять предложения по схеме с предлогами;

-развивать у детей исполнительское творчество в театрализованных миниатюрах;

-совершенствовать выразительность и эмоциональность речи у детей с речевыми нарушениями;

-развитие мелкой моторики;

-воспитывать интерес к русскому фольклору.

Ход занятия.

Оборудование: яблоня, русская печка, ткань для реки, домик Бабы Яги, сломанные игрушки, карточки с фруктами, рисунки хвостов животных, костюмы Машеньки, лебедей и лисы, игрушка Ванечка, пирожки по количеству детей, мяч, елки, нарисованные замки со схемами предлогов, предметные картинки.

1. Оргмомент

-Давайте вспомним русскую народную сказку «Гуси-лебеди», почему дети остались одни дома? (потому что родители уехали в город на рынок).

-Расскажите, почему Ванечку унесли Гуси – лебеди? (потому что Машенька оставила его одного, а сама убежала играть и за братца забыла)

Разыгрывание сюжета: Машенька посадила братца на пол, а сама уходит. Выбегают дети в костюмах лебедей и забирают Ванечку.

-Мы с вами сегодня отправимся в эту сказку и поможем Маше отыскать брата.

Шагают под музыку.

- По тропинке мы пойдем, прямо к яблоньке придем.

.Основная часть.

А) выполнение заданий около яблони

Маша: «Яблонька, подскажи, куда гуси - лебеди с моим братцем полетели?»

-какое задание выполнила Маша по просьбе Яблоньки? (стряхнула с ее веток плоды).

Упр. «Что выросло на дереве?» (сочетание существительных с количественными числительными)

На яблоне развешены карточки с разными фруктами.

-ребята, посмотрите, какая необыкновенная яблоня. Но мы в сказке, а в сказке может быть все что угодно.

-сколько на яблоне выросло яблок? Груш? Слив?.

Упр. «Какое варенье» (образование прилагательных от существительных)

-если сварить варенье из груш, какое это будет варенье? А из слив?.

-если сделать сок из винограда, какой это будет сок?.

Упр. «Чего не стало» (на развитие внимания, и образование Р. п. числительного с существительным)

Дети закрывают глаза. Убирается одна картинка с фруктами.

-чего не стало? (не стало трех груш…

-все задания вы выполнили, и яблонька показала, куда гуси унесли Иванушку.

Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».

Б) выполнение заданий у печки.

-шла Маша, шла, и увидела печку.

Маша: «Печка, подскажи, куда Гуси-Лебеди полетели?»

-о чем попросила печка Машу? (попробовать пирожок)

Упр. «Опиши пирожок»(подбор прилагательных, (вкусный, сочный, поджаристый, ароматный, пышный, золотистый, сдобный).

Упр. «Подбери слово» (сочетание в роде)

-в печи можно не только пирожки выпекать, но и другие хлебобулочные изделия. (на печке нарисованы картинки : хлеб, булочка, рожок, ватрушка, пирожки). О чем можно сказать мой, моя,мои.

- Давайте вспомним пальчиковую гимнастику, о походе в хлебный магазин.

Пальчиковая гимнастика

Мы пошли в магазин,

Там купили торт – один,

Ватрушек – две,

Плюшек – три,

А булок купили – целых четыре.

В) Лисичка.

Выбегает Лисичка и плачет.

- Лисичка, сестричка что случилось, почему ты плачешь?

Лисичка: «Злая Баба – Яга перепутала всем зверям лесным хвосты, и теперь мы сами на себя не похожи. Ребята, помогите разобраться, где чей хвост»

Упражнение «Чей хвост» (образование притяжательных прилагательных)

На наборное полотно выставляются хвосты разных животных, дети отвечают на вопрос : чей это хвост?

Лисичка: «Вот спасибо, помогли, пойду всем хвосты раздам правильно». Убегает.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дарики, дарики, летали комарики.

Летали, кружились,

Летали, кружились,

И в правое ухо вцепились.

Кусь! (Повторить несколько раз, меняя название части тела).

-По узкой тропинке от печки,

Мы доберемся до речки.

Г) Речка

Маша: «Речка, подскажи, гуда Гуси – Лебеди понесли моего братца, Иванушку?»

-что ответила речка Машеньке?

Упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами)с мячом.

Река – речка, вода – водичка, песок – песочек, рыба – рыбка, голубая вода – голубенькая водичка, камень – камешек, трава – травка, травушка, карась – карасик, зеленая трава – зелененькая травка.

Упражнение «Скажи наоборот» (образование антонимов)

Глубокая река – мелкая река, высокая трава – низкая трава, горячий песок – холодный песок, чистая вода – грязная вода, солнечный день – пасмурный день, большой камень – маленький камень, быстрая река – медленная река, много рыбы – мало рыбы, громко шуршит камыш – тихо шуршит камыш.

Дети по тропинке идут к домику Бабы – Яги.

Д) Домик Бабы – Яги.

- посмотрите, ребята, игрушки везде разбросаны. Наверно, Ванечка играл здесь, давайте соберем (дети собирают игрушки).

Упражнение «С чем играл Ванечка» (образование существительных в творительном и родительном падежах).

-С чем играл Ванечка? (с машинкой, с лошадкой, и т. д.)

- ребята, а игрушки – то все сломанные.

- Скажите без чего машинка? (без колеса)

- Без чего лошадка? (без ноги…

Упражнение «Открой замок» (составление предложения по схеме и распространение его путем введения однородных определений и дополнений)

- На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

-А замок непростой, он зашифрованный. Чтобы его расшифровать и дверь открыть, надо составить предложение по схеме.

-Что означает эта схема? (слово «на»)

- Составьте предложение по картинкам с помощью короткого слова «на».

Кот спит на диване.

-на каком диване спит кот?

Кот спит на мягком диване.

-Какой кот спит на мягком диване?

Пушистый кот спит на мягком диване.

-Какого цвета кот спит на мягком диване?

Черный пушистый кот спит на мягком диване.

Пальчиковая гимнастика

- На двери висел замок, Руки в замке

Никто открыть его не мог. Тянуть руки в разные стороны

Мы стучали, мы крутили, Движения по тексту

Разгадали и открыли.

-Машенька, скорей забирай Ванечку из домика.

-скорей отправляемся домой.

Гуси – лебеди кружатся, а дети перебегают и прячутся за речку, за печку, за яблоню.

3. Итог занятия.

- Прибежали дети домой, а тут и родители вернулись. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 15:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...