Получи документы

Формирование грамматического строя речи.

Наталья Рябова
Формирование грамматического строя речи.

Основной источник развития грамматического строя речи детей школьного возраста ежедневное общение детей со взрослыми. Рассматривание предметов, иллюстраций, драматизация, знакомство с материалами и предметами, сюжетно-ролевые игры, наблюдение живых объектов в уголке природы и т. д.

В младшем дошкольном возрасте это ситуативно-деловое общение по поводу практических действий, в старшем - внеситуативное деловое и личностное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается непреднамеренно. В условиях же детского сада его следует предусматривать специально, отводя для этого время в режиме дня.

Публикация «Формирование грамматического строя речи,» размещена в разделах

Почему в этот перечень включены драмматизация, загадки? Драмматизация хороша тем, что может служить источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем даёт возможность импровизировать. Смена сцен - как бы живая модель текста, облегчающая запоминание, создающая смысловую основу текста речи, а включение более ранних средств общения, мимики, жеста, движения облегчает речевое взаимодействие с детьми. Загадки же содержат все виды конструкций предложений. Отгадывая или загадывая текст, дети непроизвольно запоминают его, усваивая структуру предложений.

Основная работа по целенаправленному формированию структуры предложений осуществляется в процессе обучения детей связной речи и рассказыванию. Форма монолога требует полных предложении, простых, распространенных и сложных. На начальных этапах обучения структура предложения задается подсказкой взрослого. Это Мишка. У Мишки есть., Мишка большой Он умеет.

Прием сотворчества помогает ребенку освоить конструкции предложений, которых нет в его активной речи.

В старшем дошкольном возрасте в работу по обучению детей правильным грамматическим формам следует включать :

- ситуации письменной речи : ребенок диктует рассказ, взрослый его записывает. Так создаются благоприятные условия для активизации сложных синтаксических конструкций.

-игры и упражнения на распространенные предложения, их составление, реконструкция «Дополни предложение», «Размытое письмо», «Живые слова»

-игры и упражнения, включающие употребление сложных грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов, согласование числительных с прилагательными, числительных.

Цель этих игр и игровых упражнений - ребенок должен обратить внимание на звучание слова и его частей. Для этого вводятся соответствующие правила: скажем если ребенок говорит неправильно то дверь не откроется и т. д. Сюжеты игр давно и хорошо знакомы "Чего не стало", "Чудесный мешочек", "Узнай на ощупь" и т. д. В процессе работы над связной речью педагог совершенствует и морфологическую сторону речи детей. С помощью уточнения и распространения высказывания дает пример правильной формы. Мишка рисует. А что рисует Мишка? Мишка рисует шары.

Современные исследования показали: необходимо создать условия при которых все дети имели бы возможность приобщиться к словесному творчеству и словообразованию -ибо словообразование -неотъемлемая часть языковой способности ребенка. Такие условия создаются в дидактических и сюжетно-дидактических играх, в процессе работы по обучению связной речи и рассказыванию. Языковое содержание игр - способы образования однокоренных слов на материале наименований предметов, животных, человека.

"Что получится?" Наглядный материал: предметные картинки: лес, лиса, лист, кот, уж.

Воспитатель выставляет на стенде картинку на которой изображена лиса и говорит, что короткое слово лиса нужно превратить в длинное.

Дети называют слова лисонька, лисица, лисичка и т. д. Так со всеми словами.

Публикации по теме:

Циклограмма планирования первой и второй половины дня 1 НЕДЕЛЯ ПОНЕДЕЛЬНИК 1 половина дня: Индивидуально по ФЦКМ Дидактические игры Работа в уголке природы Беседа о КГН 2 половина дня: Сюжетно.

Технологическая карта «Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста» (по программе «Радуга») Технологическая карта «Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста в течение 1,3 недели» Хочу поделиться технологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи.
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 23:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД