Лучший педагог года

Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)

Рублёва Екатерина Васильевна
Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)

В современной системе образования все большее значение приобретает ценность формирования гуманных межличностных отношений между дошкольниками. Основной акцент сегодня делается на процессе взаимодействия педагога с детьми. Для наибольшей эффективности педагогического процесса актуальными для педагога становятся также качества и умения, как: вера в ребенка, терпимость к детским недостаткам, признания права на ошибку и собственную точку зрения, поиск лучших качеств личности, принятие ребенка таким, какой он есть.

Публикация «Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)» размещена в разделах

Именно принятие ребенка таким, какой он есть, является постулатом Гуманной Педагогике.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности: общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Чувства эти не могут возникнуть путем, естественного вызревания, как заметил психолог В. Н. Мясищев. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания. От условий, в которых он живет.

Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбия- важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.

Ш. Амонашвили говорит, что необходимо устроить окружающий мир и пед. процесс так, чтобы в них были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления. Поэтому деятельность педагога должна быть направлена в двух направлениях: 1. Работа над собой. 2. Работа с детьми., Ребенок несет в себе больше созидательных сил, чем разрушительных, он скорее добр, чем зол, и многое будет зависеть от того, в какой он окажется среде и какое получит воспитание, ибо и они бывают и добрыми и злые.

Необходимо в создании педагогов и родителей укоренить мысль о том, что качество дошкольного образования отнюдь не в получении ребенком огромного количества новой информации, объема знаний, куда важнее направить общие усилия на полноценное развитие и формирование необходимых межличностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени образования.

Современная ситуация в образовании, особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в агрессивности, нарушениях поведения. Проблемы становления межличностного общения на основе человеческих отношений, связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях.

Агрессивные дети есть практически в каждой группе детского сада. Проблемы в работе с такими детьми могут быть самыми разными, но решение большинства из них зависит от профессиональной деятельности педагога, а именно принять ребенка таким, какой он есть. Ведь ребенок не сам по себе трудный, потому, что он обладает какими то особенностями личными или индивидуальными, а потому, что кому-то с ним трудно.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Малыши растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение в успехе, помощь в случае неудачи, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей школьной жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых друзей? Зависит ли что от педагога в воспитании добрых чувств ребенка? Ответы на эти вопросы можно найти в трудах педагога-новатора Ш. Амонашвили : «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Эти слова должны являться принципом педагогической деятельности – любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека.

Из опыта своей работы над этой проблемой, а именно, формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками, хочу отметить, что, организуя свою деятельность, ставила перед собой следующие задачи:

1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.

2. Научить ребенка выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои мысли, поступки.

3. Научить чувствовать и понимать других людей.

4. Научить ребенка, как поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупредить негативные эмоции.

С детьми младшего возраста я проводила раз в неделю игровой день, содержание работы которого было направлено на развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и воспитателями, на воспитание интереса к окружающим людям.

Для игровых дней было выбрано такое содержание, которое было бы интересным для детей, обогащало бы их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного взаимодействия и позволяло бы комбинировать различные формы обучения и воспитания (развивающие игры, импровизации, моделирование и анализ заданных ситуаций, подражательные игры).

Учитывая, что взаимодействие и обучение детей на четвертом году жизни имеет поверхностный характер, я стараюсь, чтобы контакты детей в играх были доброжелательными, веселыми, предоставляя каждому ребенку возможность проявить себя, продемонстрировать собственные достижения. Специально организованная деятельность, включающая подвижные игры, драматизацию сказок, сюжетно-ролевые игры, способствовала возникновению дружеской атмосферы в группе: «Проблемных» детей, которые мешали другим играть, вводила через собственное общение с ними : начиная играть в паре, и лишь после того, как ребенок увлекался игрой, переключала его на игру с другими детьми. Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что специально организованная деятельность позволила сделать взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста более разнообразными, интересными, и вместе с тем, сформировала у детей понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, учила малышей распознавать свое эмоциональное состояние, состояние сверстников и выражать свое к ним отношение.

Работая с детьми старшего возраста, я проводила занятия, направленные на развитие личностного отношения к миру человеческих ценностей, ощущение гармонии и психологического комфорта. Основная тема занятий – Здоровье, Добро, Красота, и их взаимосвязь с внутренним миром человека. В старшей группе были проведены беседы по сказкам, которые учили понимать чувства героев, их настроение. Я считаю, что художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности. Решая эти задачи, мною были использованы произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Золушка» Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» «Дикие лебеди» В. Осеевой «Три сына» Э. Мошковской «Жадина» и много других.

Содержание занятий вызвало положительное отношение детей, было для них привлекательным, интересным и позволяло мне комбинировать различные виды занятий. На занятиях я уделяла внимание играм, направленным на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние человека по его мимике и позе.

Для воспитания гуманного отношения к сверстнику я использовала цикл бесед:, Добро и зло «Хорошо ли быть злым?», «Учимся справляться с гневом», «Поговорим о доброте» и др. Я пришла к выводу, что нельзя насильно навязывать моральные нормы. Только задушевная беседа с ребенком, в ходе которой я привлекла его внимание к страданиям другого человека, способствовали появлению отклика- сострадания, побуждая ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи сверстнику.

Надо отметить, что дети стали относиться друг к другу намного доброжелательней, чем прежде. В жизни группы практически исчезли конфликты. Дети научились согласовывать свои действия, уметь договариваться, проявляя при этом признание и уважение сверстника.

Подводя итоги проделанной деятельности можно сказать, что умение педагога поверить в ребенка, опереться на лучшие качества его личности, желание принять его таким, какой он есть, играют важнейшую роль в воспитании гуманных отношений между детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные.

Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками дошкольного возраста посредством организации игры РАЗДЕЛ I Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Свою педагогическую деятельность Дуракова Ирина Владимировна осуществляет.

Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в подвижной игре Отношение к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо.

Формирование межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру На современном этапе развития общества одной из основных задач образования является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

Формирование партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников старшей возрастной группы через проектную «Воспитание ребенка совершается не только, когда с ним беседуют или учат, отдают приказы, а в каждое мгновение жизни, где бы он не находился».

Формирование межличностных отношений посредством художественной литературы. Индивидуальный план развития воспитателя Тема: Формирование межличностных отношений посредством художественной литературы Цель: повышение профессиональной компетенции Задачи: Изучить.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 1 Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 2.

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Представление опыта работы по теме «Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность» «Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность» 1. Актуальность. Детские годы – самые важные в жизни человека, как.

Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа И на любые испытанья Согласны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 14:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД