Лучший педагог года

Формирование художественно-конструктивных способностей детей, как важнейшая задача дошкольного образования

Юлия Сигалева
Формирование художественно-конструктивных способностей детей, как важнейшая задача дошкольного образования

Формирование художественно-конструктивных способностей детей как важнейшая задача дошкольного образования

Автор: Сигалева Юлия Павловна

Воспитатель МБДОУ "УНДС ОВ №36 "Березка"

Художественное конструирование относится к видам деятельности, которые носят моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего детей пространства в существенных отношениях и чертах. Данная специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование художественно-конструктивных способностей детей, как важнейшая задача дошкольного образования» размещена в разделах

Данная деятельность является довольно сложной для детей. В ней мы находим связь с конструктивно-технической и художественной деятельностью взрослых. Для этой деятельности характерно практическое назначение конструкций, построек.

Выделяют всего два типа конструирования:

техническое;

художественное.

В техническом конструировании дети чаще всего отображают реально существующие объекты, также придумывают конструкции, ассоциирующиеся с образами из сказок и фильмов. При этом они моделируют их структурные и функциональные признаки: дом с крышей, дверью и окнами; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. д.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

- конструирование из строительного материала;

- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

- из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, не только отображают структуру образа, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Особенностью конструктивного мышления у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.

В работах Л. С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева) показывают, что под влиянием педагога дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В замысле отражается не только конечный результат, но и их способы создания. Замысел формируется в процессе конструирования. Основа формирования конструктивного замысла - познавательная деятельность детей.

В исследованиях ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван и др.) посвященных детскому конструктивному творчеству именно складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению исследователей, складывание из бумаги способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию сенсомоторики и глазомера.

В настоящее время доказано, что занятия по конструированию из бумаги способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Что касается деятельности дошкольников, то обогащение мыслительных и практических действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия, могут выступать как широкое экспериментирование с материалом (Л. А. Парамонова).

Замысел, в свою очередь, часто изменяется и уточняется в результате поиска практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования. При этом дети часто рассуждают вслух, как бы проговаривая свои действия и их последствия.

Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т. п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.

Психологи и педагоги отмечают, что художественное конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Н. Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, обосновывать свои решения и делать логические умозаключения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование – одно из важных средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у детей формируется способность активно думать, ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит умственные операции и проверяет их на практике. У него развивается творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе.

Исследования В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова раскрывают огромные потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, что старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. А. В. Запорожец указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование, конструирование - и придать ей познавательный характер.

Как показывают исследования А. Н. Давидчук, Л. Р. Лурия, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова художественно-конструктивная деятельность, обладает широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. В исследовании Л. А. Парамоновой большое значение при этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения использовать эти способы в новых условиях. На необходимость специального обучения детей - применять знания в разных ситуациях - указывают многие исследования З. И. Калмыковой, Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. А. Менчинской, Н. И. Непомнящей и др. Как утверждает Н. И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие - систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.

Л. В. Куцакова раскрывает условия по организации занятий по конструированию и художественному труду : наличие строительного материала: рисунков, иллюстраций, чертежей; оснащение кабинета для занятий техническим и художественным творчеством, соблюдение правил по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, создание интересной, увлекательной обстановки, умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников; использование различных форм обучения конструктивному умению, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их (расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях соответствующие их детали и т. д.) и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Для развития художественно-конструктивных способностей у детей дошкольного возраста, в процессе которых развивается и сам ребёнок, исследователи предложили разные формы обучения конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. В такой форме обучения происходит прямая передача способов действий, знаний, основанная на подражании. Такое конструирование трудно связывать с развитием творческих способностей дошкольников.

Совершенно иное по своему характеру конструирование предложенное Н. Н. Поддьяковым. Оно заключается в следующем. Педагог определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать, не давая при этом детям образцов постройки и способов её возведения (например, выстроить ангар для одного самолета и т. п.). Задачи конструирования в данном случае носят проблемный характер и выражаются через условия, так как способов их решения не даётся. Благодаря такому способу конструирования у детей формируется умение анализировать и на основе этого анализа выполнять практическую деятельность. А. Н. Давидук, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова утверждают, что такая форма обучения и организации в наибольшей степени способствует развитию художественного конструирования. Эта форма достаточно распространена в практике конструирования и очень близка к конструированию по замыслу - с разницей лишь в том, что замысел детей ограничиваются определённой темой.

Художественное конструирование по простейшим чертежам и схемам разработано С. Леоном Лоренсо и В. В. Холмовской. Они считают, что моделирующий характер деятельности, в которой воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей развиваются познавательные способности и образное мышление.

Конструирование по модели А. Н. Миренова и А. Р. Лурия заключается в следующем - детям предъявляют модель, в которой отдельные элементы скрыты от ребёнка. Дети должны воспроизвести эту модель из имеющегося у них материала. Таким образом, ребёнку не дают способа решения, но предлагают определённую задачу. Исследование А. Р. Лурии показало, что использование данных задач перед детьми дошкольного возраста является эффективным средством активизации их мышления. В процессе осмысления таких задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на элементы, подобрав и использовав необходимые детали.

Любое новое знание, любое новое впечатление преломляется ребёнком через его уникальный внутренний мир (Н. Н. Поддьяков). Каждая из изученных форм обучения художественного конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Великие отечественные педагоги и психологи (Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому - создание интересных, оригинальных конструкций. Исследователи В. В. Рубцов, Н. Н. Поддьяков доказывают: дети успешно развиваются самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов.

В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, В. Ф. Изотова утверждают, что в художественном конструировании по замыслу и по условиям дети получают возможность решать задачу различными путями. Н. Ф. Тарловская и Л. А. Топоркова дают методические рекомендации, в которых предлагают чёткую дифференциацию задач обучения, цикличность в проведении занятий по художественному конструированию для детей шестого, седьмого года жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества/А. Н. Давидчук – М. : – Просвещение, 1976 г. –79 с.

2. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика/ Г. Н. Давыдова - М., 2007. –32 с.

3. Докучаева, Н. Н. Строим город / Н. Н. Докучаева - СПб, 1997. –160 с.

4. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников :

Методическое пособие/ Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова - Творческий центр Сфера. М-2010. – 128 с.

5. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду/ Л. В. Куцакова – М. : Просвещение, 1990. – 64 с.

6. Лурия, А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников/

Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /А. Р. Лурия; под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. – М., 1948. –144 с.

7. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование/ Л. А. Парамонова - М. : Карапуз, 1999. – 240 с.

Публикации по теме:

Формирование художественно-эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на тканиФормирование художественно-эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО.

Художественно-эстетическое развитие в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «ЧТО ТАКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В соответствии.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Ум ребенка - на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте.

Русские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возрастаРусские народные промыслы как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Русские народные промыслы, как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста».

Формирование познавательных способностей детей 5–7 лет с ОВЗ с помощью природы ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ (5-7 ЛЕТ) С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ. Кадяева Оксана Александровна, Кузьмина Ирина Сергеевна,.

План работы по самообразованию «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста» Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год Пикашова Татьяна Владимировна Пикашова Ирина Ивановна Тема: «Развитие.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Программа развития художественно-творческих способностей детей «Краски севера» Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ.

Робототехника как инструмент развития детской фантазии, воображения и конструктивных способностей В 2014 году президентом РФ В. В. Путиным было поручено Правительству РФ, разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития.

Заседание методического объединения воспитателей по теме «Развитие конструктивных навыков детей дошкольного возраста» Заседание методического объединения воспитателей. Тема «Развитие конструктивных навыков детей дошкольного возраста». Коллеги, наше сегодняшнее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование художественно-конструктивных способностей детей, как важнейшая задача дошкольного образования
Опубликовано: 21 октября 2019 в 01:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД