Лучший педагог года

Формирование и развитие регуляторных способностей в период дошкольного детства

Марина Харламова
Формирование и развитие регуляторных способностей в период дошкольного детства

РЕГУЛЯТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ :

-Освоение общепринятых правил и норм.

-Развитие целенаправленности, саморегуляции.

Дошкольное детство-это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.

Публикация «Формирование и развитие регуляторных способностей в период дошкольного детства» размещена в разделах

Важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Исследователи выделяют такие компоненты регуляторных способностей :

- Контроль импульсивного поведения, следование правилам;

- Умение совершать осознанный выбор предполагает готовность дошкольником принять решение, выбрать один из нескольких вариантов и в старшем возрасте аргументировать свой выбор;

- Целеполагание и создание замысла - это умение действовать согласно внутренне поставленной задаче, а не внешне заданному стимулу;

- Планирование. В дошкольном возрасте формируются только его предпосылки: постановка цели, обдумывание шагов для ее достижения, сохранение последовательности действий, их выполнение и сравнение с изначально задуманным.

- Оценка своего действия, рефлексия формируется к концу дошкольного возраста, у детей присутствует критика, соотнесение получившегося результата с задуманным;

- Рабочая память - это способность длительное время удерживать информацию и оперировать ею;

- Когнитивная (познавательная) гибкость заключается в умении переходить от одного вида деятельности к другому, от выполнения одной инструкции к другой.

Основные принципы освоения правил и норм:

постепенность и последовательность; систематичность; доступность понимания; интерес детей; учет возрастных особенностей и возможностей; индивидуальный подход; учет социальной среды; взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса; практическое применение.

Правило-частный смысл, единичная направленность (одна конкретная ситуация)

Норма-обобщенный характер, общая направленность в отношении и поведении (конкретизируется в правилах)

Успешность образовательной работы с дошкольниками будет во многом определяться позицией взрослого в нормативной ситуации. Нормативная ситуация- это один из видов ситуаций, с которыми связаны последующие действия и активность ребенка.

Регуляторные способности могут функционировать на эмоциональном и произвольном уровнях.

Эмоциональный уровень актуализируется при переходе от одной ситуации к другой за счет неопределенности, сопровождающей каждый раз новую ситуацию. Характер эмоционального образа зависит от того, как ребенок воспринимает ситуацию, в которую попадал, каков его опыт пребывания в подобных ситуациях.

Произвольная регуляция выражается в сознательном выполнении правил, действующих в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным побуждениям. Произвольная регуляция предполагает сознательное удерживание себя в нормативной ситуации путем принятия существующих в ней правил, то есть, с одной стороны, освоения правил, а с другой – способа поведения в нормативных ситуациях. Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся благодаря учебной деятельности.

Произвольная регуляция носит совместный со взрослым характер и только в школьном возрасте приобретает формы саморегуляции. Регуляция поведения дошкольников в большей степени происходит в эмоциональной форме.

Создание условий для развития регуляторных способностей :

1. Предметно-пространственная развивающая среда (доступность, многофунциональность, соответствие возрасту и интересам, постоянное пополнение всех Центров активности);

2. Совместная, коллективная, парная, подгрупповая деятельность взрослых и детей; детей друг с другом;

3. Организация разных видов игровой и образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

4. Возможность организации самостоятельной свободной игры;

5. Использование в образовательном процессе инновационных технологий;

6. Участие в соревнованиях, акциях, конкурсах, выставках…;

7. Взаимодействие с другими организациями: музеи, школы, библиотеки, театры, выставки, вернисажи, МВД, МЧС…;

8. Организация разных видов наблюдений, экскурсий, целевых прогулок; творческой, трудовой и культурно-досуговой деятельности;

9. Активное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Методика, способы и средства формирования и развития регуляторных способностей в разных возрастных группах

Вторая группа раннего возраста:

Игровая деятельность: игровые ситуации, подвижные игры и дидактические упражнения, игры-забавы и игры-превращения; действия с предметами; конструирование; ООД; развивающий (ситуативный) диалог; народный фольклор; чтение литературных произведений; рассматривание тематических сюжетных картинок и иллюстраций к произведениям; личный пример взрослых.

Младшая группа:

+ утренний и вечерний круг (позитивная социализация); коллективные работы в продуктивной деятельности; игры с правилами (подвижные, спортивные игры и упражнения, дидактические, настольные, сюжетные игры, игры-инсценировки, обыгрывание ситуаций; поручения; коллективная и подгрупповая деятельность; наблюдения за деятельностью старших дошкольников.

Средняя группа:

+нормативные ситуации; сюжетно-ролевые игры, народные и хороводные игры, театрализованные игры и драматизации; беседы (беседы-обсуждения); разные виды и формы трудовой деятельности; практические упражнения; словесные указания; коллективные выставки; моделирование (использование знаков, символов, моделей); «утро радостных встреч», психологические этюды; парная деятельность; экскурсии и целевые прогулки.

Старшая и подготовительная группы:

+творческие игры, игры-соревнования, эстафеты, творческие соревнования; беседы-рассуждения, создание альбома внутригрупповых прав, правил и обязанностей; участие в нормативных проектах; моделирование ситуаций; творческое рассказывание из личного опыта; взаимодействие со взрослыми разных профессий; совместная деятельность; анализ своих действий, поступков и сверстников; съемка видеоматериалов для последующего анализа поступков, эмоций, чувств.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?»Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?» В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие регуляторных способностей в период дошкольного детства
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 08:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД