Папки-передвижки

Формирование математических представлений у дошкольников с ТНР

Людмила Васильевна Вохмина
Формирование математических представлений у дошкольников с ТНР

Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях (А. М. Леушина, З. А. Михайлова и многие другие) можно говорить о трудностях формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание. Эти особенности проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих речевую патологию.

Публикация «Формирование математических представлений у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Исследования показывают, что дети с нарушением речи отстают в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой. В познании окружающей действительности первостепенная роль принадлежит ощущению и восприятию, на основе которых могут в дальнейшем формироваться такие процессы, как память, воображение, мышление. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, отмечено отставание в формировании тех или иных психических процессов (внимания, памяти, воображения, ощущений, мышления, восприятия).

Дети с алалией трудно усваивают эталоны цвета, они с трудом запоминают их названия, с трудом запоминают геометрические формы, хорошо изображают по показу геометрические фигуры. Алалики имеют нарушения в освоении пространства.

Дизартрики могут знать цвета, геометрические формы, но изображают геометрические формы неверно. Они всегда имеют нарушения в пространстве и времени.

Процессы восприятия у детей с ОНР замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. У детей с недоразвитием речи наблюдается неустойчивость внимания, они быстро утомляются, часто отвлекаются. Отмечается и своеобразие словесного мышления детей. Им практически недоступно самостоятельное овладение языковыми обобщениями.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Речь выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения. Огромное значение в речевом развитии детей играет индивидуальная коррекционная работа. Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Исследования А. М. Леушиной показали, что выделение множества определенного вида предметов из окружающей обстановки позволяет направить внимание детей на пространственно-количественный анализ, развивать умение абстрагировать одинаковые элементы в единое множество. Речевое оформление результатов практической работы и диалог между детьми для уточнения количества составленного множества не только расширяет словарный запас, но и развивает коммуникативную функцию речи.

Большое значение для развития ребенка имеет выполнение заданий, требующих сравнения двух множеств разных по величине предметов (например, предлагается сравнить по количеству три больших круга и семь маленьких, произвольно расположенных в пространстве). Перцептивные действия, используемые для выполнения подобных заданий, развивают восприятие детей. Их речь становится более осмысленной.

При изучении натурального ряда чисел дошкольники используют уже знакомые им слова и выражения. Постоянное проговаривание однотипных грамматических конструкций помогает автоматизировать звукопроизношение. Наиболее сложным является грамотное употребление предлогов и согласование слов, поэтому воспитатель должен всегда давать детям правильный образец ответа, проговаривать медленно и четко, выделяя голосом значимые слова, предлоги, немного нараспев произносить окончания существительных и числительных.

Решение арифметических задач имеет огромное значение для развития речи и развития психических процессов. Дети учатся составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значения слов, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный словарь, умение грамматически правильно употреблять слова, строить распространенные предложения. Задачи-иллюстрации направлены на создание разнообразных сюжетов при помощи игрушек, что позволяет развивать воображение и учить передавать свой замысел в связной речи. Изменение объема имеет большое значение для сенсорного и интеллектуального развития детей. Дети понимают, что измерить можно не только длину, но и вместимость сосудов.

Для развития словесно-логического мышления выполняются упражнения на классификацию фигур по форме. Из множества геометрических фигур, различных по величине и цвету, нужно выбрать похожие и положить вместе.

Исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, А. В. Запорожца и других, показали, что применение моделей в процессе обучения способствует развитию у детей наглядно-образного мышления и формированию отвлеченного словесно-логического мышления.

Знакомство с основными параметрами протяженности (длины, ширины, высоты) предполагает развитие восприятия размеров на основе расширения чувственного опыта, а также обогащение словарного запаса. Противопоставление величин позволяет добиться осмысленности восприятия, показать возможности целенаправленного использования предметов.

Тщательная работа по изучению геометрических тел позволяет включить уже имеющиеся знания счета, величины и геометрических фигур в новые, измененные условия, что помогает дифференцировать эти знания, делает их более осмысленными, развивает аналитико-синтетическую деятельность мышления.

Занятия по математике неразрывно связаны с занятиями по развитию речи. Нужно четко проговаривать одни и те же предложения, добиваясь понимания их смысла.

Дети с ОНР имеют недоразвитие тех или иных психических процессов, т. к. все они в определенной степени тесно связаны с речью. Занятия по математике даются этим детям особенно сложно, но в процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи. К детям с речевой патологией разработаны специальные требования.

Дети старшей группы должны понимать значение слов: «шесть», «семь», «первый», «второй», «количество», «порядковый счет», «предыдущий», «последующий», «половина», «целое», «равные части», «какой», «который» и использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий. Правильно согласовывать количественные и порядковые числительные в роде, числе, падеже. Должны понимать значение слов: «толщина», «толстый», «тонкий», «полный», «толще, чем…». Понимать значение слов: «цилиндр», «конус», «пирамида», «овал», «трапеция», «ромб», «четырехугольник» и использовать их во фразовой речи, в процессе продуктивной деятельности и в быту.

Дети подготовительной к школе группы должны понимать значения слов «прибавить», «сложить», «плюс», «отнять», «минус», «равно», «состав числа», «состоит из…». Величина – «измерить», «мерка», «объем», «полный», «пустой», «тяжелый», легкий», «весы». Должны понимать значения слов: «линия», «отрезок», «многоугольник», и использовать их во фразовой речи при выполнении заданий по математике, в процессе продуктивной деятельности и в быту.

Наблюдая за детьми своей группы, могу сделать следующие выводы. При поступлении в дошкольное учреждение компенсирующего вида дети имели значительные трудности в усвоении математики, так как имели различные нарушения речевого и психического развития. Внимание детей было неустойчивое, они часто отвлекались, отмечалась низкая работоспособность. Были трудности в запоминании названий геометрических фигур, в определении пространственного положения предметов, в обозначении этих явлений словом, испытывали трудности в согласовании имени существительного с именем числительным. На протяжении первого года пребывания детей в ДОУ КВ совместно с учителем-логопедом проводилась коррекционная работа по устранению речевых недостатков и развитию психических процессов. Поскольку у детей была выявлена слабая мелкая моторика, в коррекционную работу мы включали упражнения на развитие мелкой моторики (счет косточек, трафареты, штриховки). Использовали растяжки, которые нормализуют гипертонус и гипотонус (сжать кулачки, расслабить, а так же использовали дыхательные упражнения на умение произвольно контролировать дыхание, что развивало самоконтроль и произвольность. Используя метод ТРИЗ – «Проб и ошибок», развивали мыслительные процессы детей и умение делать выводы, развивали связную речь.

На 2-ом году обучения речь детей существенно изменилась. Дети выполняют действия по инструкции воспитателя и проговаривают их вслух. Расширился словарный запас, ответы стали осознанными, полными, долго могут удерживать свое внимание, переключать его на другой предмет. Однако, некоторые дети еще имеют трудности, с ними спланирована дальнейшая коррекционная работа.

При обучении детей с ОНР математике возникают проблемы, так как психические процессы связаны с речью, а недостаточное их развитие препятствует освоению математических знаний. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создает предпосылки для развития словесно-логического мышления. Последовательное обучение ориентировке на плоскости позволяет проводить работу по развитию связной речи. Описание положения предметов по сюжетной картинке является первой ступенькой к составлению рассказа. Большое значение имеет формирование временных представлений, усвоение глагольных форм, правильное их употребление.

Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. Процесс формирования элементарных математических представлений действительно способствует развитию психических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Формирование математических представлений с помощью палочек Кюизенера посредством авторской методики Кюизенера. Задачи: 1. Формировать умение группировать предметы по цвету и длине, 2. Закрепить основные.

ФГОС. формирование математических представлений Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Формирование математических представлений посредством дидактических игр Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Формирование элементарных математических представлений (средняя группа) Занятие 1 Программное содержание • Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. • Познакомить со значение.

Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Как и великому учёному, ребёнку неинтересно подсчитывать.

Проект «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр» Пояснительная записка Актуальность проекта Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, кружками, секциями.

Развитие мелкой моторики и формирование математических представлений у дошкольников посредством игровых упражненийРазвитие мелкой моторики и формирование математических представлений у дошкольников посредством игровых упражнений Развитие мелкой моторики и формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игровых упражнений. Игровые.

План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 29 октября 2016 в 10:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД