Формирование математических способностей дошкольников в игре средствами сказки и малых фольклорных форм

Татьяна Сиротина
Формирование математических способностей дошкольников в игре средствами сказки и малых фольклорных форм

Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм

Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ №26 «Ягодка» г. Камень-на-Оби

Сиротина Татьяна Николаевна.

В организации образования важно не только содержание или конкретные методики реализации этого содержания, но, прежде всего, форма и средства, которыми оно реализуется. Организация образования в формах и средствами, соответствующими специфике детского мышления, позволяет актуализировать возможности детей и изменить само содержание в сторону его глубины и насыщенности

.Ребенку необходимо существовать в пространстве такой деятельности, в которой возможна самоактуализация; деятельности, которая потребует от него способность к принятию решений и позволяет нести ответственность за свои действия.

Для дошкольника такими признаками обладает сюжетно – ролевая игра, которая по определению является свободно организованной деятельностью.

В игре, как известно, происходит порождение у ребенка смыслов и ценностей, представленных в человеческой культуре. Игра, наконец, необходима ребенку как форма поиска обретения самого себя. Находясь в пространстве сюжетно – ролевой игры дошкольник не отчужден от себя самого, от процесса деятельности и общения. Его деятельность порождена его собственными мотивами. Никто не может заставить ребенка играть, если он этого не хочет. Ребенок в пространстве воображения создает тот мир, тот порядок, который наиболее соответствует его собственной сути. В игре ребенок учится делать любую деятельность творческой.

На каждом этапе жизни, развития имеются способы и средства реализации содержания образования.

Для дошкольника таким средством является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.

Игра – это форма организации всей жизни ребенка, способ его бытия и развития.

Мир остается для ребенка тайной именно в силу своей непредсказуемости, способности действовать автономно. И это заставляет ребенка вступать в особые отношения с миром – отношения общения, что позволяет преодолевать неопределенность в пространстве сюжетно – ролевой игры.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о добре и зле, о жизни и смерти и т. д.) Исследования структуры сказки показывают, что сказка способна выполнять функции особой системы мышления. Она является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации в игре.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку, как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов работающих с дошкольниками - развить у детей интерес к математике.

Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и легче усваивать программу по развитию ЭМП, следовательно, целесообразно включать его в следующие разделы программы:

– развитие и совершенствование сенсорных представлений;

– развитие пространственных и временных представлений;

формирование количественных представлений и отношений;

формирование навыков решения элементарных арифметических задач.

Известные фольклорные жанры – загадка, скороговорки, пословицы и поговорки способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления.

Мир детства невозможно представить без сказок и стихов. При формировании ЭМП у дошкольников большой эффективностью обладают сказки и стихи детских писателей. Так знакомя детей с числом и цифрами можно использовать стихи и сказки С. Маршака, Г. Виеру, В. Бакалдина, С. Михалкова.

-Это-месяц дугой, ниже месяц другой.

А теперь - посмотри: получилась цифра три!

-Делал Егорка с мамой уборку.

Опрокинул стул в квартире

Стал похож он на четыре.

Практика работы с дошкольникам показывает, что детям очень трудно усвоить темы по решению задач. Затруднения вызывает усвоение структуры задачи, постановки вопроса к задаче, решение задач на сложение и вычитание, составление задач. Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, поможет использование на занятиях задач в стихах или оформленных в виде сказок:

-Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

Решение задач в стихах способствует не только развитию и формированию ЭМП, но и развитию слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения, обогащению словаря.

Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях помогут русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.

Так используя сказку «Три медведя» и её героев, мы можем познакомить и закрепить понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий», а также предложить задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт. Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.

Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка».

Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения где употребляются числа: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т. д.

Кроме того занятия по математике будут ещё более интересными и приобретут яркую эмоциональную окраску, если речь на занятии пойдёт об известном сказочном герое которому нужно оказать помощь в пересчёте предметов, составлении и решении задачи, прохождении лабиринта и т. д.

Не надо забывать и о том, что важное место при формировании ЭМП играют пальчиковые игры и физкультминутки:

-Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальцевый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.

Работу с детьми по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания можно предложить и родителям для заучивания дома.

Таким образом, устное народное творчество и произведения детских писателей играют существенно важную роль в обучении детей математике. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформируют быстроту реакции.

Литература:

Большунова Н. Я. «Развитие математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки».

Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Формирование математических способностей дошкольников в игре средствами сказки и малых фольклорных форм
Опубликовано: 25 января 2014 в 16:43
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...