МААМ-картинки

Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром

Наталья Черемных
Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром

Данный опыт проводился воспитателем на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» с обучающимися всех возрастных групп. Месторасположение детского сада позволяет детям активно общаться с природными объектами. Рядом находятся лес, луг, поле, пруд. На территории ДОУ в достаточном количестве зеленых насаждений, цветников. С целью развития любознательности, трудолюбия со второй младшей группы закреплены огороды. В 2013 году совместно с родителями был посажен сад.

Публикация «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром» размещена в разделах

Таким образом, в ДОУ созданы все условия для формирования начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром.

Как редко мы задумываемся над тем, как природа помогает нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, деревья, кустарники – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям, раскрывая их свойства, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним.

Ребенок не только должен осознавать, что нельзя топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему, что их окружает. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Для изучения исходного состояния сформированности начал экологической культуры были разработаны диагностические задания на основе методики С. Н. Николаевой. (приложение №1) В 2009-2010 гг. в диагностике приняли участие 28 обучающихся из всех возрастных групп ДОУ.

Результаты диагностики показали, что:

12% детей имеют высокий уровень;

35% детей имеют средний уровень;

53% детей имеют низкий уровень.

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности начал экологической культуры у обучающихся определилась необходимость активизации их экологического воспитания.

Актуальность опыта

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в Российской Федерации» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существует определенные противоречия:

- между проблемой изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой;

- между необходимостью повышать уровень экологического развития у дошкольного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для формирования начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром.

Длительность работы над опытом

Данный опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику с 2009г. поэтапно:

1этап (2009-2010) – аналитико – диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилась диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2этап (2010-2012) – практический. Проводилась разработка непосредственно образовательной деятельности, проектной, опытно-экспериментальной деятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3этап (2012-2014) – аналитико – обобщающий. Посвящён систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс – непосредственно - образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог) .

Теоретическая база опыта

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой ведутся исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н Кондратьева, Л. С. Игнаткина, И. А. Хайдурова, Н. Н. Вересов, В. И. Логинова, А. М. Федотова, Н. А. Рыжова, И. Р. Колтунова, С. Д. Дерябо, ВА. Ясвин и др.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребенка, дать ему минимальные знания о растительном мире, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования. Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

Данные утверждения также является одним из показателей целесообразности моей работы над опытом.

Новизна опыта

Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной не только на формирование представлений об объектах растительного мира у детей дошкольного возраста, но и на развитие личности в целом, умеющей думать, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту природы.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп.

Раздел II.

Технология описания опыта

Основная цель – это формирование начал элементарной экологической культуры через ознакомление дошкольников с растительным миром, воспитание нравственных идеалов ребенка.

Цель достигается путём решения нескольких задач.

• Создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и объектами природы.

• Развивать исследовательские способности дошкольников.

Формировать знания об общих признаках представителей растительного мира.

• Обобщить знания дошкольников, полученные при наблюдении за объектами растительного мира.

• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

• Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

• Воспитывать правильное поведения в природе.

В основу системы работы по формированию начал экологической культуры в нашем МДОУ положена примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.). Содержательную сторону предложенной системы работы отражают концептуальные положения программы экологического образования детей «Мы» (Азбука экологии) Н. Н. Кондратьевой, рекомендованная Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных организаций, работающих по программе «Детство», с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников и личного опыта детей, приобретенного в результате многочисленных бытовых контактов с окружающей природой.

Ознакомление дошкольников с растительным миром в ДОУ начинается уже в младших группах. Прежде всего, на занятиях. Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам, а также практическим. Словесные методы применяются как дополнительные. Но основные знания о растениях воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Для этого целесообразно использовать работу в уголке природы, наблюдения и труд на участке, рассказывание и другие методы работы.

К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы. Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются новые знания об объекте, уходе за ним и т. д.

В средней группе могут проводиться природоведческие экскурсии - в лес, в парк, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии эстетической направленности.

В средней группе на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания.

Таким образом, в средней группе используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи программы. В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявления к окружающему миру, гуманных чувств и поведения. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы.

Все формы работы с детьми воспитатель использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения.

Проведение занятий в старшей группе отличается от этой формы работы в средней группе. Обучение на занятиях становится основным средством образовательной работы. Усвоение знаний о растительном мире успешно осуществляется посредством простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников. Значимое место в обобщении и систематизации знаний занимают беседы. В повседневной жизни используются разнообразные методы и формы работы - наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д.

В подготовительной к школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных знаний о растениях, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений. Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. Необходимое требование к занятиям - организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность дошкольников. В подготовительной группе содержание работы в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным.

Воспитатель должен проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними.

Таким образом, формирование знаний у дошкольников о многообразии растительного мира происходит на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняясь на каждом этапе.

Важнейшим условием формирования у дошкольников начал экологической культуры является создание предметно – развивающей среды, в которой воспитатель демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности. Для этого в группах созданы уголки природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. (приложение №2)

Имеется природоведческая литература, пособия, схемы, дидактические пособия, игры экологического содержания. (приложение №3).

На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. (приложение №4) Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В качестве видовых точек, выбраны деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также есть небольшая полянка с лекарственными растениями : тысячелистник, ромашка и обитающие на нё м разные насекомых: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одном, очень высоком тополе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о растениях : рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

Экскурсии— один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с разнообразием растительного мира, с условиями обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, воспитатель с детьми собирает разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. (приложение №5)

Прогулки - также широко используются для экологического воспитания детей. Дети знакомятся с изменениями, происходящими с растительным миром в зависимости от сезона. На прогулках организуются игры с природным материалом (листья, плоды). Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт, «Узнай и назови», «Вершки - корешки» на узнавание деревьев, кустарников, цветов. (приложение №6)

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями воспитатель старается использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (строение растений, об изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. (приложение №7)

Одним из активных и эффективных методов экологического воспитания является метод проектов.

«Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни» [5 с. 178].

Проекты помогают развивать:

• активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;

• осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

• творческие способности детей;

• умение наблюдать;

• умение слушать;

• навыки обобщения и анализа;

• мышление;

• видение проблемы с разных сторон, комплексно;

• воображение;

• внимание, память, речь.

С детьми второй младшей группы в 2013 году был реализован проект «Огород на подоконнике» (приложение №8)

Часто на занятиях воспитателем используется художественная литература. Книги о природе глубоко воздействуют на чувства детей. После чтения с детьми проводятся беседы, задаются вопросы, воспитатель видит в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь к растениям : «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения. (приложение №9)

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей»,» Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. (приложение №10)

Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода воспитатель старается вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. (приложение №11).

Очень тесно ведется воспитателем работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только совместными усилиями может решиться главная задача - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). (приложение №12)

Эффективной формой работы с семьёй является — папки-передвижки, в которых даются чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через них происходит знакомство детей и родителей с народными приметами, интересными фактами, задаются домашние задания.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Раздел III.

Результативность опыта

Педагогическая диагностика результативности данного опыта заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, произошедших в ходе практического применения педагогом развивающих дидактических игр, в условиях целенаправленной работы в непосредственно - образовательной деятельности, и в свободной деятельности дошкольников.

Последующее проведение заданий позволило выявить качественные позитивные изменения у детей.

2010-2011 гг. 2011-2012 гг. 2012-2013 гг.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

9% 52% 39% 8% 44% 48% 7% 38% 55%

В целом, средние показатели диагностируемых компонентов за три года составляют: низкий уровень – 8 %; средний уровень – 45 %; высокий уровень - 47 %. Из этого следует, что за время реализации опыта, средний уровень повысился на 10%, высокий уровень - на 35 %. Это позволило снизить показатель низкого уровня экологического развития дошкольников на 45 %.

Дошкольники приобрели практические навыки ухода за растениями; у детей появилась потребность в общении с представителями мира растений; проявляли доброту и чуткость, милосердие и бережное отношение ко всему окружающему.

У дошкольников сформированы представления о флоре родного села, расширился навык делать самостоятельно обобщения, мотивированно и объективно оценивать свою и чужую работу, произошло значительное обогащение словаря, развитие наблюдательности, интереса к познавательной и исследовательской деятельности.

Дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с растительным миром, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

В результате работы над проектом «Огород на подоконнике» дети узнали многое о выращивании сельскохозяйственных и овощник культур, способах ухода за ними, о строении растений и методах их выращивания

Все это в сочетании с дальнейшим развитием и формированием личности ребенка будет способствовать более легкому и правильному установлению контакта с окружающим миром.

Полученные знания в ходе проектной деятельности, изменили отношение детей к природе, в частности, к растениям. Таким образом, опыт педагога «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром» актуален и приемлем в работе с детьми.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы.

Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу». К. Д. Ушинский Удивительный мир природы. Он встречает ребенка.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста Доклад “Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста” Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделится с вами.

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира. Н. В. Лебедева, Д. Е. Макушкина,.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 170 «Дружба» г. о. Тольятти Воспитатель Воеводина Т. А. Не губите.

Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.

Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» Шилайкис Анастасия Сергеевна - воспитатель. Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское.

Самообразование «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» Шилайкис Анастасия Сергеевна - воспитатель. Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование».

Воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста по ФГОС Сообщение на тему: «Воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста по ФГОС» СП ДОдетский сад «Полюшко» МБОУ СОШ.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 21:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД