Формирование нравственной компетентности младшего школьника

Богомолова Ольга
Формирование нравственной компетентности младшего школьника

Проблема формирования нравственного воспитания была актуальна всегда. В разные годы и эпохи она тоже была разная. В советское время в основу нравственного воспитания лежал принцип воздействия на ребёнка как на объект воспитания. В настоящее время воспитание рассматривается не как поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей.

Мы все с вами знаем, что формирование нравственной компетентности и развитие нравственно ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя. Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям. Художественная литература представляет собой одно из важных средств нравственного воспитания. Опираясь на произведения, подобранные в учебнике литературного чтения, я стараюсь воспитывать в детях любовь к Отечеству, к своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительному отношению людям, любви к животным, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества. На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений. В учебнике (автор Грехнёва) включены лучшие произведения многократно адаптированной отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей Пушкина, Толстого, Лермонтова, Ушинского и т. д. Читая и думая над содержанием произведений включённых в данный учебник дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях как долг, взаимопомощь, сострадания, забота. Моя задача состоит в том, я должна организовать работу над текстом так чтобы ребята стали сопереживать героям произведений, волновались, радовались, огорчались, постигая нравственные уроки произведений. Я очень люблю животных и к произведениям Пришвина, Бианки, Чарушина, отношусь с особым чувством, приучила к этому и своих детей. На таких уроках ребята не только обсуждают произведение, но и рассказывают свои случаи из жизни: кому помогли, кого спасли или кого приручили. И я знаю, что тот ребёнок, который не сможет пройти мимо животного оказавшегося в беде, никогда не пойдет мимо человека, который в беде!

Конечно, внеклассная работа играет огромную роль в целях формирования и привития нравственных норм и ценностей. С ребятами моего класса мы провели такие мероприятия как:» Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное ко Дню Победе. Весёлые старты (состязание смелых и ловких, кл. час на темы: «Умеем ли мы общаться?», «Школа человечности» (забота о братьях наших меньших, я сама очень люблю животных и на своих занятиях стараюсь эту любовь привить детям. Учу их, что нельзя выгонять животных, если они вам наскучили, обижать их, бить, необходимо всегда оказывать им помощь, даже в такой форме, что бы просто покормить. На таких мероприятиях дети рассказывают, как они ухаживают за своими питомцами, да и просто за бездомными животными. Давали ответы на такие вопросы: в чём проявляется забота, кого считают слабее и беспомощней себя?. На занятии «Выбери меня» было видно, что каждому ребёнку хотелось, чтобы в качестве верного друга выбрали именно его, и обижались, если в группе выделяли нескольких детей, с которыми хотел бы дружить каждый из группы. На занятии «Час общения» проводилась игра «Комплимент», на которой дети несмело говорили друг другу комплименты, добрые слова. Учителем был задан тон, и дети несмело вторили ему. Зато в комплиментах учителю и учителям работающих в классе они не стеснялись.

Больше всего детям понравился классный час на тему: «Сотвори себе солнце». На этом занятие ребята придумывали ситуации из повседневной жизни, и сами находили выход из них. На этом мероприятии дети чувствовали себя раскованнее. Целью на этом занятии я поставила перед собой:

1) Формирование у учащихся способов оптимального поведения в различных ситуациях.

2) Закрепление нравственных норм и привычек полученных в ходе предыдущих мероприятий

На этих мероприятиях велась работа по сплочению коллектива, воспитание правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети сначала ведут себя сковано, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие мероприятия нужны и, проводить их нужно чаще, чтобы помочь детям раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других. Очень много проводилось бесед на темы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Полезные и вредные привычки», «Мой любимый друг», «Мы в ответе за тех, кого приучили» и т. д. Беседуя с детьми я поняла, что детям не хватает общения и именно доверительного, нет способностей, раскрыть свою проблему, понять и решить её.

В рамках месячника патриотического воспитания дети принимали участие в конкурсе «Солдатской песни» (фото, участвовали в операции «Рассвет» (фото, «Подарок солдату» конкурс поделок и рисунков, посвященных Дню защитника Отечества. Конечно, мероприятий по формированию нравственной компетентности было проведено, не мало. Основная цель моей работы формирование нравственности мл. школьников как мне кажется я её добилась, пусть конечно не в той мере в какой хотелось бы, но добилась и результаты на лицо: если сравнить моих третьеклассников год два назад, то дети стали более воспитанные, добрыми, умеют заботиться о младших и слабых.

В заключении мне бы хотелось привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребёнка всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к критике,

Учатся осуждать.

Дети, враждою воспитанные,

Знают, как нападать.

Дети, в насмешках выросшие,

Впитывают робость.

Много и часто стыдимые

С виною своей неразлучны.

Те, кто воспитан терпимостью,

Постигают науку терпения.

Воспитанные ободряющим словом

Умеют верить в себя.

Дети, взращенные похвалою,

Умеют видеть хорошее.

А воспитанные справедливостью

Учат детей доверию.

Дети, воспитанные одобрением,

Живут с собою в ладу.

Одаренные дружбой, душевным теплом

Находят в мире любовь.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование нравственной компетентности младшего школьника
Опубликовано: 7 января 2014 в 13:53
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...