Папки-передвижки

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах (из опыта работы).

Марина Латовская
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах (из опыта работы).

Интеграция образовательных областей как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах (из опыта работы).

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывался в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.

Публикация «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах (из опыта работы),» размещена в разделах

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни. Поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

С каждым годом проблема детского травматизма становится острее, ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает до ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения или увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра из года в год растет.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Дорожное движение есть сложный динамический процесс взаимодействия транспортных и пешеходных потоков.

Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

При обучении детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения надо учитывать такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП :

– рассеянное внимание;

– забывание правил поведения на улице;

– снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;

– плохое состояние дорожного покрытия;

– эмоциональное состояние;

– отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;

– более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20–22°, а в вертикальной – 12–15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;

– время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6–0,8 с, а у дошкольника 1,3–1,5 с;

– чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;

– клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;

– отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Знакомство ребенка с дорожно-транспортной средой имеет свои особенности. Для этого ему важен личный опыт, испытание на себе этой среды, как он испытывал огонь свечи или горячую пищу. Однако последствия ДТП нельзя испытать на себе лично, оно не адекватно легкому ожогу. Поэтому личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом, путем проведения превентивных мер по предварительному обучению детей безопасному поведению на дороге.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.

Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении.

Высказывание С. Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» - стала девизом такой работы.

Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.

Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

По-моему мнению, решение задач обучения дошкольников правилам дорожного движения в полном объёме возможно только путём интеграции всех образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Ребенок-дошкольник «целостен», именно поэтому в результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

Чтобы качественно осуществить интеграцию по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, я выделила формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности.

Так содержание образовательной области «Безопасность» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:

- «Коммуникацией» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе рассуждения и обмена мнениями, анализе конкретных ситуаций, освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.);

- «Трудом» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности);

- «Познанием» (формирование и расширение представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы);

- «Социализацией» (освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания);

- «Здоровьем» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, о безопасности жизнедеятельности.);

- «Художественным творчеством» (использование средства изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Безопасность»);

- «Физической культуры» (Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх);

- «Чтением художественной литературы» (активное использование самых разных художественных произведений (стихи, рассказы, сказки и т. д.).

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, выступает ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная с взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Публикации по теме:

Проект «Знатоки пешеходных наук» 1. Краткое обоснование актуальности проекта. «Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний а умение правильно вести в различных ситуациях».

Защита проектной работы на тему «Образовательная область «Безопасность»: содержание, планирование и реализация» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах (из опыта работы).
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 20:33
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД