Получи документы

Формирование основ духовно-нравственного воспитания

Елена Махрова
Формирование основ духовно-нравственного воспитания

В наш век технического прогресса, кибернетики и компьютеризации, люди стали забывать о самом главном: ребенке, душе, человечности! Взрослые стараются вложить в малыша массу современных знаний, часто забывая о нравственных ценностях!

Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (п. 1.6. ФГОС ДО)

Публикация «Формирование основ духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут воспитывать знания как птицу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности». Ш. А. Амоношвили.

В дошкольном возрасте формируется основа духовно-нравственной системы. В свою очередь, духовно-нравственное воспитание дошкольник формирует личность маленького человека, а общественный заказ современной России – возрождение и сохранение традиций.

В современном ритме жизни, в погоне за земными благами, родители часто вынуждены отдавать ребенка в сад на все 12 часов! И мы – педагоги, заменяем детям маму. ДОУ посещают дети до 7 лет, т. е. невинные младенцы - ангелы. Имеет ли право педагог не дать им любовь? Любовь, которая не завидует, долго терпит, не завидует, не бесчинствует, никогда не перестает.

Дети наше будущее, наша копилка – что мы туда положим, то и возьмем.

Тихон Задонский сказал: «Ребенок, как деревце, чтоб вырасти необходимо иметь опору. Так и дитя: научим добру – будет добрым, научим злу – получим зло».

Получается, что мы – педагоги – будущее! Каким оно будет зависит от нас. Так с чего начать воспитание? Надо заявлять, проговаривать истинные ценности, чтобы дума ребенка услышала их, и он научился хранить и беречь то, что у него есть. Вот тогда сформируется важнейший мотив в его душе – волевая направленность на заботу, на переживания, на хранение, на оберегание, на благодарность.

Как же все это сделать?

В своей работе я прежде всего хочу приобщить ребенка к нашей истории – истории Руси, а уроки истории – это уроки нравственности. Взаимодействие с родителями – одно из приоритетных направлений в моей работе: это и открытые показы НОД, совместная деятельность (лепим жаворонков, голубков к православным праздникам, красим яйца, печем куличи, блины, экскурсии в храмы., беседы со священником, сотрудничество с воскресной школой Преображенского храма: совместное празднование православных праздников, показ детьми разных сказок.

О сказке хочется сказать отдельно! Через нее мы можем адаптировать Евангелие, притчи, заповеди божьи. Через «Три поросенка» С. Михалкова, мы расскажем о человеке, который построил дом на песке, без фундамента, и он рухнул, а фундамент – это духовные ценности в нас самих. Через «Колобок» о главной заповеди для детей – послушании. Нанайская сказка «Айога» – трудолюбию и почитанию родителей. А. Барто «Игрушки» – заботе, любви, состраданию. Поэтому мы с детьми часто ставим театральные постановки по мотивам русских народных сказок, их показываем не только воспитанникам наших детских садов, но и в воскресных школах.

Через любую деятельность в детском саду ребенку можно провести духовно-нравственное воспитание. На занятиях по художественному развитию мы рисуем храмы, украшаем купола; ознакомление с окружающим миром – рассказываю об архитектуре, о храмах, о зодчестве Руси. На музыкальных занятиях разучиваем калядки. На физкультуре – народные игры. На Масленницу угощаем всех блинами и не для того, чтоб соблюсти языческие традиции, а по православию – накормить ближнего. На «День мамы» совместно дети и мамы объясняют значение русских пословиц.

Цикл бесед «История одной вещи» – отбрасывает ребенка назад, в годы бабушек и прабабушек, и с каким наслаждением и интересом они слушают про русскую печь, прялку, подсвечник, икону, колокола.

Создание развивающей среды группы в этом направлении помогает ребенку увидеть другие предметы, не современные, а рукотворные, несущие тепло рук и истории. (вышивные скатерти, кружева, выставка колокольчиков, куклы в русско-народных костюмах, народная игрушка)

Собирая совместно с детьми храмы (3D пазлы) я наблюдала бережность и высокий интерес, и им не хотелось сломать постройку.

В нашем детском саду мы проводим конкурсы рисунков и конкурсы стихов Святое Рождество.

А с каким интересом дети лепят и украшают пасхальные пряники, яйца и как радуются родители такому подарку.

Ребенку важно быть значимым, нужным, полезным! И мы эту потребность реализуем – участвуем в благотворительных акциях на Пасху.

Вся эта работа закладывает в душе ребенка добро, созидание, сострадание. Вряд ли им захочется что-то разрушить.

Дети – наше будущее, наша копилка – что мы туда положим, то и возьмем. В книге Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого, Афонского подвижника XVI ст говорится: «самое невинное и нежное – наши дети – в конце времен превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов!»

И мы обязаны хотя бы попытаться сделать детей – наше будущее – добрее и чище. Все начинается с детства – именно тогда закладывается характер, душа начинает медленно раскрываться навстречу добру, первые ростки любви позволяют ощущать незримое присутствие Бога.

Как важно, чтобы эти ростки не зачахли, а развилось в большое дерево, тогда всем живущим рядом будет просто и тепло. В наше время воспитать ребенка трудно, мир таит много соблазнов и задача педагога – показать истину!

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Подготовил учитель логопед МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ «Огонёк» «Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов» Островский Н. А. Духовно-нравственное воспитание в Восстановительном Центре детской.

Видеоролик «Праздник как средство духовно-нравственного воспитания в ДОУ» В настоящее время Россия переживает непростые времена. Материальный мир стал доминировать над духовным: большинство семей озабочено решением.

Представление собственного иновационного педагогического духовно нравственного воспитания детей «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Презентация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания
Опубликовано: 12 января 2018 в 15:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД