Лучший педагог года

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста на занятиях коррекционного кружка

Елена Белкина
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста на занятиях коррекционного кружка

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребёнка. Но неуклонно растёт число дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, к шести годам 25% детей по Пермскому краю имеют нарушения осанки.

В словаре В. И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие, красоту и основу здоровья».

Публикация «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста на занятиях коррекционного кружка» размещена в разделах

Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребёнок принимает - вызывают нарушения осанки. Они приводят к снижению подвижности грудной клетки, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, становится спутником многих хронических заболеваний. А, как известно, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие болезни. Поэтому очень важно в дошкольный период укреплять мышцы спины и свода стопы. Я, как инструктор по физической культуре, считаю актуальной выбранную тему «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста на занятиях коррекционного кружка».

Результаты медицинских обследований детей нашего детского сада, в сентябре 2009 года показали, что 33 % детей старших и подготовительных к школе групп имели нарушения свода стопы и 28% - нарушения осанки. Пришли к выводу, что для некоторых детей, необходимы дополнительные занятия с использованием специальных коррекционных гимнастических упражнений.

Для этого выбрали форму кружковой работы, что позволило проводить занятия небольшими группами детей и сохранить принцип индивидуального подхода. Нагрузка на занятиях повышается постепенно путём увеличения числа повторений, а так же усложнения упражнений (использование разных исходных положений, предметов, пособий). Осуществляется контроль за утомляемостью детей. Коррекционная гимнастика является действенным средством укрепления мышечного корсета.

Одним из основных условий результативности занятий с детьми дошкольного возраста, является положительный эмоциональный фон. Должно быть весело и интересно. В этом помогают: музыкальное сопровождение, игровые приёмы и использование нового интересного для детей оборудования : велотренажёров, массажёров, батутов, фитболов.

Фитбол, в переводе с английского языка, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Они бывают разных размеров. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен 90 градусов – значит, мяч подобран правильно. Фитбол оказывает вибрационное воздействие. Мягкие природные спектры вибрации, содержат в себе практически все известные положительные лечебные и оздоровительные эффекты.

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела. Происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение правильной позы. Неправильно, криво сидеть на фитболе невозможно, так как теряется равновесие и нарушается баланс. Правильная посадка на фитболе уже способствует формированию осанки и укреплению мышечного корсета. На основе рекомендации Г. В. Каштановой и Е. Г. Мамаевой по оздоровительной и лечебной гимнастике для дошкольников, был составлен учебно-тематический план именно они предлагают интересную методику использования фитболов для оздоровления детей.

На занятиях решаются следующие задачи:

- формирование у детей потребности в движении;

- создание положительной эмоциональной атмосферы, способствующей формированию привычки к здоровому образу жизни;

- оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка;

- тренировка способности удерживать равновесие и развитие мелкой моторики;

- формирование и закрепление навыков правильной осанки;

- осуществление своевременной коррекции, имеющихся недостатков опорно-двигательного аппарата.

При составлении учебно-тематического плана кружка руководствовалась общими рекомендациями врачей ЛФК. В состав кружка входят дети одного возраста, 10-12 человек, сформированные по медицинским показателям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в период суточного повышения физической работоспособности, в 16.00 часов, их длительность 20-25 минут. Каждый цикл занятий продолжается два месяца, затем дети отдыхают 1,5 -2 месяца и вновь приступают к занятиям. Каждый цикл проходит два раза в год. Пока одна группа отдыхает, работаю с другой. Если занятия в течение года не дают нужных результатов, то ребёнок занимается второй год. Каждый комплекс состоит из 3-х частей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега. Основная часть включает в себя специальные упражнения для формирования правильной осанки и для укрепления мышц стопы. Упражнения подобраны для разных мышечных групп в соответствии с возрастом и проблемами детей, выполняются в индивидуальном темпе для каждого ребёнка, с различным оборудованием (на гимнастических скамейках, с фитболами, с гимнастическими палками, с массажёрами) и соответствуют медицинским требованиям. Заключительная часть состоит из упражнений на релаксацию, координацию движений, сохранение равновесия. Для стимулирования детей используем поощрения, медали, фищки.

В результате проведённой работы, мы получили довольных и подвижных детей, которые знают, что такое осанка, умеют правильно держать спинку и с удовольствием занимаются физическими упражнениями. Это подтверждают диагностические обследования, проводимые два раза в год. В мае 2013года итоговые обследования осанки показали улучшение результатов у 58% занимающихся детей, по результатам плантографии 60% детей занимающихся в кружке улучшили свои показатели.

Дополнительная регулярная физическая нагрузка позволяет укреплять мышечный корсет, связки стопы и не даёт развиваться изменениям в позвоночнике и стопе, что является необходимым условием для нормального развития опорно-двигательного аппарата. Нам бы очень хотелось, чтобы ребёнок сохранил и укрепил своё здоровье раньше, и тогда многие вопросы к переходу в школу будут решены.

Литература

1. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. -М. ,2006.-128с.

2. Доскин В. А. Растём здоровыми / А. В. Доскин,Л. Г. Голубева. - М., 2004.- 110с.

3. Железняк Н. Ч. Занятия на тренажёрах в детском саду. – М., 2009.-120с.

4. Казина О. Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. – Ярославль, 2006.-140с.

5. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М., 2003.-112с.

6. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб., 2007.- 99с.

7. Рунова М. А. Движение день за днём. - М. ,2007.-96с.

Публикации по теме:

Авторская педагогическая разработка программы кружка «Здоровей-ка» «Растём здоровыми» .г. Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования муниципального образования «Усть-Удинский район» Муниципальное.

Паспорт проекта «Красивая осанка — основа здоровья» Автор: инструктор по физкультуре Белкина Е. Л., МАДОУ «Детский сад №3», г. Соликамск. Вид проекта: педагогический. Сроки реализации: октябрь-май.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста на занятиях коррекционного кружка
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 18:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД