«Формирование представлений об опасных ситуациях для человека и окружающего мира природы». Конспект занятия в средней группе

Екатерина Прищеп
«Формирование представлений об опасных ситуациях для человека и окружающего мира природы». Конспект занятия в средней группе

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них дошкольников 4-5 лет

2. Конспект непосредственной образовательной деятельности "Знакомимся с насекомыми и их средой обитания"

Предметная среда

Карточки насекомых, лупы, природоохранительные знаки, свистки. Занятие проводится на улице у клумбы или альпийской горки, садок с насекомыми.

Основные методы и приемы

Словесные методы: познавательная беседа, чтение художественной литературы. Используемые приемы: вопросы к детям, пояснения, рассказывание детьми.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, показ действий.

Практические методы: опыт и экспериментирование.

Игровые методы: выполнение воспитателем игровых действий. Игровые приемы: отгадывание загадок

Предшествующая работа

Образовательная область Проведенная работа

1 "Познание", (формирование целостной картины мира, расширение кругозора. "Безопасность". "Коммуникация". Рассматривание иллюстраций насекомых, карточек, картинок в энциклопедиях и других книгах и обсуждение ситуаций, когда насекомые могут быть опасны:

• ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят,

• стараться быть спокойным, если рядом летает пчела, не махать руками, перейти в другое место

• не мешать муравьям и они тебя не укусят

• на прогулку в лес следует одевать длинные брюки и свитер с длинными рукавами, открытые участки тела необходимо смазывать мазью от комаров

2 "Чтение художественной литературы", "Коммуникация". "Познане". Чтение сказок В. Бианки ("Как муравьишка домой спешил", "Росянка-Комариная Смерть", Т. Дашкевич "Муравей идет домой" и других произведений. Обсуждение с детьми, почему нельзя уносить домой муравьев божьих коровок и других насекомых, что у них тоже есть свой дом и там их ждут.

3 "Познание", (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, "Безопасность". Наблюдение за муравьями, божьими коровками, комарами во время прогулок.

Беседа о мерах защиты от комаров во время прогулки летом.

4 "Художественное творчество" (аппликация, "Познание", "Безопасность", "Труд". Изготовление природоохранительных знаков в совместной продуктивной деятельности взрослых и детей, напоминающие о том, чего нельзя и, что можно делать с насекомыми: нельзя ловить насекомых, на них наступать, рвать цветы, можно нюхать цветы, рассматривать насекомых.

5 "Познание", "Безопасность", "Физическая культура" Целевая прогулка к водоему и обсуждение с детьми правил безопасности около водоемов:

• нельзя подходить близко к водоемам без взрослых, а тем более купаться,

• нельзя играть возле обрывов и крутых склонов рек и озер

• нельзя пить воду из водоемов.

6 "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Безопасность", "Познание". Чтение и заучивание стихов на тему "Советы заблудившимся в лесу". Беседа о том, какие действия ребенок должен предпринять заблудившись в лесу.

7 "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Безопасность" Игра "Вспомни стихотворение по картинке" (Стихотворения из серии "Советы заблудившимся в лесу": "Обними дерево", "Оставь знак","Укрась дерево", "Береги тепло", "Привлекай внимание").

8 "Социализация", "Физическая культура". Подвижная игра "Ниточка-иголочка".

9 "Безопасность", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация" Чтение стихотворения С. Куставинова "Я в лесу один остался. " и обсуждение с детьми ситуации, когда ребенок остается в лесу один, разговор о том что мы должны сделать, что бы этого не произошло, и что должен сделать ребенок если останется в лесу один

Ход основного мероприятия.

Воспитатель старается вызвать интерес и переключить внимание детей на предстоящую деятельность.

- Дети сегодня мы с вами познакомимся с насекомыми. Вы уже встречались с некоторыми из них, а теперь нам с вами интересно, где же они живут?

Воспитатель ведет детей к клумбе и спрашивает, кому из ребят какие цветы нравятся, предлагает вспомнить, какой эта клумбы была осенью и зимой, вместе обсуждаем, чем она отличается теперь весной. Дети исследуют клумбу и находят растения с цветками разной окраски, перечисляют цвета лепестков, определяют какого цвета на клумбе больше всего. Воспитатель предлагает подумать, как лучше сказать:"Наша клумба зеленого (желтого, красного и т. п.) цвета" или "Наша клумба разноцветная", и предлагает объяснить, почему она разноцветная, подчеркивает, что на клумбе растут самые разные растения (перечисляет: нарциссы, примулы, тюльпаны и т. п.) Почему эти цветы выросли весной? (Дети вспоминают, что нужно для того, чтобы растения смогли вырасти: тепло и солнечный свет, земля и вода). Затем воспитатель говорит:

- Ребята, кто помнит каких насекомых мы уже встречали на прогулке? (Дети перечисляют увиденных ранее насекомых). Ульяна, какое насекомое тебе понравилось больше всего? Почему? А тебе, Лиза? Давайте теперь исследуем клумбу и выясним нет ли на ней насекомых, с которыми мы уже познакомились раньше. Может быть вы здесь найдете насекомых, с которыми еще не знакомы? Они тоже будут рады с вами познакомиться. Давайте осторожно обойдем клумбы. Старайтесь не махать руками и не ловите насекомых. Помните, что мы пришли к ним в гости. А еще постарайтесь запомнить какие насекомые сидят на цветках, какие ползают в траве, по земле, какие кружатся над клумбой. Перед тем, как начать наше исследование, давайте скажем: "Здравствуйте, жуки, бабочки, стрекозы, муравьи! Мы идем к вам в гости!"

Дети рассматривают клумбу, с помощью воспитателя называют насекомых, определяют что они делают на клумбе. Если на краю клумбы или рядом с ней ползают муравьи дети рассматривают их через лупу, ищут дорожки, по которым те ползают, наблюдают за ними.

С помощью лупы можно рассмотреть и божью коровку, других жуков, посчитать, сколько у них ножек. Воспитатель спрашивает, сколько ног у человека, и объясняет, что у насекомых ног больше - их целых шесть.

Воспитатель напоминает детям, что они узнали, что пчелы "делают мед"(вспоминаем с детьми сказку "Пчелки на разведках"). Дети ищут этих насекомых на клумбе, не приближаясь к ним, слушают как жужжат пчелы, наблюдают за тем, как они перелетают с цветка на цветок, залезают внутрь цветка и т. п.

Дети наблюдают за тем, как двигают крылышками бабочки, выясняют, похожи ли бабочки на цветки, которые растут на клумбе. Воспитатель объясняет, что бабочки, пчелы и многие жуки прилетают на клумбу для того, чтобы найти в цветках очень вкусный сок, который называется "нектар". Причем у многих насекомых есть свой любимый цветок, к которому они прилетают чаще всего, например, шмели очень любят клевер. Воспитатель подчеркивает, что разноцветные лепестки растений, их запах нужны для того, чтобы насекомые прилетали в гости к цветам. А люди могут любоваться красотой цветков и бабочек.

Воспитатель спрашивает:

- Ульяна, а как ты думаешь, где еще можно встретить насекомых? Правильно на лугу, в лесу. Лиза, а где ты видела еще насекомых (Лиза отвечает, что видела из на пруду). Давайте мы сейчас поиграем с вами в игру "Лесной поход". Только сначала я загадаю вам загадку, послушайте:

Маленький, удаленький;

В рот кладется.

С его помощью

Свист раздается.

Что это? (Свисток)

Дети отгадывают.

- Правильно дети, это свисток. Его мы всегда должны брать с собой, когда собираемся идти в лес. Он наш помощник в лесу, с его помощью мы всегда сможем привлечь внимание взрослого, если нам понадобиться помощь. (Дети берут себе по свистку).

А вот еще одна загадка про очень нужную в походе вещь:

Ты идешь с друзьями в лес.

Он за плечи тебе влез,

Сам идти не хочет,

Он тяжелый очень.

(Рюкзак)

- Правильно, Ульна, это рюкзак!

Теперь мы с вами готовы к походу. Итак, идем!

Дети встают друг за другом за воспитателем. Воспитатель идет впереди и читает стихотворение, при этом выполняя движения соответствующие строкам стихотворения:

Мы сейчас в поход выходим, Ходьба "змейкой".

По тропинке в лес заходим,

руки за спину кладем. Руки за спину

И по бревнышку идем. Ходьба с приставлением пятки к носку.

Вдруг болото мы встречаем. Перейдем преграду вмиг, Наклоны вправо и влево, прикладывая руку ко лбу, смотрим вдаль.

По кочкам прыг, прыг, прыг.

Дружно на берег крутой Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Поднимаемся гурьбой. Бег на месте.

Вновь спустились на дорожку,

Постояли тут немножко, Ходьба на месте

Повернулись кругом

И пустились все бегом. Прыжок с поворотом на 180.

Бег

- Давайте представим, что мы с вами оказались в лесу. Как вы думаете, каких насекомых мы можем здесь встретить? (Дети называют насекомых). Их здесь больше, чем на клумбе? Правильно, их здесь гораздо больше. Что же нам делать, если мы встретим не одного муравья, а целый муравейник? (Вспоминаем с детьми сказку "Как муравьишка домой спешил").

- Ни в коем случае не должны мы разрушать муравейник или сбивать осиное гнездо, махать руками на пчелу. Если так поступать эти насекомые могут нас укусить. Ульяна, Лиза, расскажите, а что вы одеваете, когда идете в лес?

Дети рассказывают, что одевают длинные брюки, свитера, на голову косынку или панамку, а на ноги сапоги.

- Все правильно, мы так одеваемся, чтобы защитить себя от комаров и других насекомых. А если нас все таки укусили, что мы должны сделать в первую очередь? Дети отвечают.

- Да, сначала мы должны сообщить об этом взрослым. Они всегда рядом и помогут вам. Теперь мы знаем, что насекомые живут не только на нашей клумбе, но и в лесу. Возвращаемся обратно!

Порезвились, поиграли,

Снова все в колонку встали Дети встают в колонну по одному.

И знакомою тропой

Все отправились домой. Ходьба друг за другом в колонне

- Итак, мы с вами вернулись к нашей клумбе. интересный поход у нас получился? Дети отвечают.

В заключении воспитатель обсуждает с детьми вопросы:

Разные или одинаковые цветы растут на клумбе? Разных или одинаковых насекомых мы видели на клумбе? С какими именно насекомыми дети познакомились? Что эти насекомые делали на клумбе? Где еще мы можем их встретить? Почему в лесу их больше? Как защитить себя в лесу от укусов?

Воспитатель выслушивает ответы детей и объясняет, что чем больше разных растений будет на клумбе, тем больше разных насекомых прилетит в гости к ним. Поэтому и в лесу так много насекомых самых разнообразных. Когда мы бережно относимся к растениям, мы тем самым оберегаем и насекомых. Напоминает о необходимости бережного отношения к этим животным: за ними можно наблюдать, но нельзя ловить, наступать. Дети вместе с воспитателем размещают возле клумбы природоохранительный знак, напоминающий о важности охраны насекомых.

Воспитатель предлагает попрощаться с насекомыми, причем каждый ребенок называет одно насекомое, которое увидел. Например один ребенок говорит: "До свидания, бабочка!", второй - "До свидания, пчела!"

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_36l1m.pptx | 3050,01 Кб | Скачан: 142
 
Публикации по теме:

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по реализации образовательной области «Безопасность» Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательной области «Безопасность» Разработала воспитатель МБДОУ д\с №71 «Дельфин».

Экологический проект «Берегите природу» Экологический проект «Берегите природу» с детьми подготовительной логопедической группы «Дельфинчики» Задачи: 1. Образовательная область.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
«Формирование представлений об опасных ситуациях для человека и окружающего мира природы». Конспект занятия в средней группе
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 11:35
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...