Лучший педагог года

Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке

Светлана Матвеева
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления. Народные и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимания, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, являются памятником духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Публикация «Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке» размещена в разделах

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекли к себе внимание ученых. Многие из них (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всем чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа.

В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка. Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопления эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальной своеобразие и миропонимание народа, отсюда – познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.

На начальном этапе исследования были выявлены уровни сформированности орнаментального образа у детей старшей группы. Для чего детям были предложены четыре творческих задания (автор Л. Г. Васильева) по результатам которых определялся уровень знаний о чувашской вышивке в сочетании с качеством и оригинальностью созданного изображения. Данные показали преобладание детей со средним и низким уровнями сфомированности орнаментального образа в рисунках и аппликациях дошкольников, выполненных по мотивам народного орнамента. Для среднего уровня характерно проявление детьми интереса к рассматриванию изделий, эмоционально откликается на их красоту, умение давать им характеристику, называть их создателей. Понимание орнаментального образа сводит к называнию смыслового значения линейных и глубинного содержания цветовых образов как первичных. Дети изображали образы-типы данного вида искусства, допуская некоторые отклонения в их передачи. Называли смысловое значение орнаментальных рисунков.

Решая задачи формирования знаний о чувашской вышивке в декоративной деятельности, мы использовали технологию Л. Г. Васильевой, которая опирается на модель Н. А. Ветлугиной по формированию эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру и искусству, включающую способности, которые необходимо развивать у детей. Компонентами этой модели является: способность эмоционального переживания, способность к активному усвоению художественного опыта, специально-художественные и творческие способности, декоративно-игровое творчество (добавляет Н. С. Александрова) и на определенные Л. Г. Васильевой этапы формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (приобщение дошкольников к искусству чувашского орнамента) : эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный, орнаментально-творческий, декоративно-игровой и фольклорно-праздничный.

Мы детей знакомили с изделиями орнаментального искусства и его создателями. С детьми проводились беседы по теме «О чем говорят узоры чувашской вышивки». Детей знакомили с цветом образом произведений декоративно-прикладного искусства.

Нами были использованы все методы и приемы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.

Детей учили техники декоративной деятельности. На занятиях они овладевали выразительными средствами (узором, колоритом и др).

Методика обучения детей созданию образов-символов народных узоров в содержании рисования и аппликации включает: рассматривание художественных вещей, анализ «изобразительных моделей оригиналов» узоров и нахождение изображенных на них частных образов в подлиннике. После чего детям предлагается воспроизвести их в технике рисования или аппликации.

Для активизации процесса воплощения образа узора Л. Г. Васильева предлагает использовать такие приемы, как показ и объяснение последовательности его рисования с включением некоторых сведений о происхождении и художественно-образной основе. Показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ. Рассматривание динамических моделей создания образов узоров. В них задан алгоритм действий. Что позволяет ребенку представить последовательность работы.

В содержание занятий включали легенды, использовали художественное слова, музыку.

Чтобы придавать деятельности интерес и художественно-творческий характер создавали игровые ситуации. Дети часто участвовали в фольклорно-праздничной деятельности. Единство музыкальной деятельности составляющей основу фольклорных праздников и развлечений, и изобразительной деятельности, продукты которой ребенок может активно применить в праздничных действиях, оказывает положительное влияние на развитие детского творчества, создают у ребенка целостное представление о национальной культуре, является средством вхождения «в образ». Но самое главное, что «полотняной фольклор» нельзя рассматривать изолировано и вне связи с музыкальным и устным народным творчеством, так как праздники сопровождаются не только веселыми играми и хороводами, но и нарядностью одежд и демонстраций художественных творений народа.

«Проживание» ребенком древних праздников своего народа вызовет у него эмоциональный отклик, покажет ему значимость полученных знаний. А это будет способствовать в последующем воплощению пережитого (прочувственного и осознанного) в изобразительной деятельности, результатом чего явится интересный орнаментальный образ.

Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов выявило значительную динамику формированности знаний о чувашской вышивке в декоративных видах деятельности у детей экспериментальной группы. Дети научились узнавать и выделять чувашский орнамент. Научились видеть взаимосвязь между цветом, композицией и элементами узоров. Они стали лучше воспринимать содержание узоров в чувашской вышивке, словесно обозначать созданный ими образ. Появились знания о труде вышивальщиц. Истории возникновения образов-символов и изделий. В контрольной группе существенных изменений не произошло. Полученные данные подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Прикреплённые файлы:

vyshivka_3bk0k.pptx | 12858,35 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у младших дошкольников Стрыгина Мария «Формирование экологических представлений младших дошкольников» В наше время проблема экологического воспитания вышла на.

Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья» Чувашская народная одежда Тухья. Тухья… Какое загадочное слово! Заложи это слово в кроссворд, придется многим оставить клеточки пустыми.

Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. *Содержание работы с детьми Исследования показывают,что для формирования.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств Мастер – класс Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств.

Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности Каждый человек в течение жизни выполняет различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начиняет осмысливать окружающую.

Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников посредством изучения и создания народной куклы Введение. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них,.

Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик» Программное содержание. Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения. Учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых.

Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок Красноштанова Ирина Николаевна, воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида» Формирование у дошкольников представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 15:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД