Получи документы

Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша

Галина Володина
Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша

При подготовке детей к школе большое внимание мы уделяем развитию у них пространственного и логического мышления. А в исследованиях И. С. Якиманской [2] доказано, что наиболее эффективным средством развития детей является работа с геометрическим материалом. Учитывая, что в дошкольном возрасте у ребенка доминирует наглядно-действенное мышление, мы обратились к такому дидактическому пособию, как блоки венгерского психолога Дьенеша. Предлагаемые им логические игры способствуют развитию речи, комбинаторных и аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач (умение выявлять в объектах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному-трем свойствам). Блоки Дьенеша дают также первое представление о таких сложнейших понятиях информатики, как алгоритм, кодирование информации, логические операции.

Публикация «Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша» размещена в разделах

Комплект логических блоков состоит из геометрических фигур:

• четырех форм : круга, треугольника, прямоугольника, квадрата (по усмотрению педагога могут быть добавлены овал и ромб);

• четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

• двух размеров (большой, маленький);

• двух видов толщины (толстый, тонкий).

Таким образом, каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Наш детский сад работает по программе «Детство».

Одна из основных целей программы «Детство» - развитие познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста. Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. С. Н. Шабалина, В. К. Котырло, Л. А. Венгер, Т. Н. Игнатова и др. в своих работах указывают на то, что освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное отношение и др. дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной учебной. В свою очередь, свойства и отношения являются первоначальными математическими закономерностями. [ 5]

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно – ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально – дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе «Детство». Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.

Система З. Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система М. Монтессори или Б. П. Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти не только одно, а одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «И», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша :

1. Непосредственная образовательная деятельность (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность

дидактические игры, настольно – печатные («Какой фигуры не хватает», «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»);

подвижные (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

сюжетно – ролевые игры «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены – кодовыми карточками ; «Поезд», «Почта»

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО – деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка, «Бабочка», «Животные» и др.)

Для того, чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Я, как и рекомендовано программой «Детство» (под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, начинаю знакомить детей с блоками Дьенеша со 2 младшей группы (3-4 года). Сначала мы с ребятами используем не весь комплект, а какую – то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук). К концу года я использую в работе разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки). К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) мои воспитанники используют уже полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно, ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

В постепенно усложняющихся играх и упражнениях с «логическими блоками» можно выделить 4 группы:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

для развития умений сравнивать по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые игры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. В отличие от вышеуказанных они не имеют строгого места в системе работы с детьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие.

Во второй младшей группе используем блоки Дьенеша для организации простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого я предоставляю детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираю игры и упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству. Когда ребенок без больших затруднений справляется с подобными заданиями, предлагаю ему игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя.

С простейшими геометрическими фигурами (круг и квадрат) знакомлю детей в экспериментальной деятельности. Они прокатывают через воротики эти фигуры и определяют предмет, который не катится (квадрат, и предмет, который катится (круг). Еще до проведения систематически организуемой совместной с педагогом деятельности я использую блоки Дьенеша как строительный материал и как мозаику.

Для закрепления знаний об этих геометрических фигурах провожу игры-поручения с двумя обручами, например:

• «Положи в красный обруч красные круги, а в синий обруч - синие квадраты!»;

«Положи в красный обруч круги, а в синий обруч - квадраты!»;

• «Положи в красный обруч маленькие круги, а в синий обруч - большие круги!»;

• «Положи в красный обруч большие квадраты, а в синий обруч - маленькие квадраты!».

Использую блоки и в дидактических играх: «Чего не стало?», «Найди свой домик!», «Чудесный мешочек», в которых совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

В средней группе я закрепляю умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные знания дети применяют в дидактических играх по группировке предметов (фигур) с использованием обручей. Большой интерес вызывает дидактическая игра «Клад», которую я провожу со второй половины учебного года и, которая позволяет формировать знания обо всех четырех свойствах предмета.

В старшей группе знакомлю детей с приемами кодирования. Для этого используются кодовые карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов. Карточки сгруппированы в специальных блокнотах, изготовленных родителями. Листы блокнота разрезаются на четыре части, соответствующие таким свойствам блоков, как цвет, размер, форма, толщина. В первой части блокнота в виде пятна красного, желтого или синего цвета обозначается цвет рассматриваемого блока. Во второй части с помощью двух изображений домиков показан размер блока (большой или маленький). В третьей части блокнота в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) обозначены формы блоков. И в четвертой части показана толщина блока с помощью изображения тонкого или толстого человечка. Варьируя эти четыре свойства, можно составить 48 наборов

Используя символы этих карточек, мы с ребятами составляем карточки с образно-ассоциативными кодами, которые позволяют реализовывать дифференцированный подход к детям, ориентируясь на четыре уровня сложности.

Первый уровень - на карточке закодировано одно свойство, например круг. К такому коду ребенок может подобрать блок любого цвета, размера и толщины, но обязательно круглой формы.

Второй уровень - на карточке закодированы два свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. К такому коду он может подобрать блок любого цвета и формы, но он должен быть маленьким и тонким.

Третий уровень - на карточке закодированы три свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. Он может подобрать блок любой формы, но он должен быть синим, маленьким и тонким.

Четвертый уровень - на карточке закодированы четыре свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. Нужно подобрать следующий блок -синий, маленький, тонкий, треугольник.

С детьми 5-6 лет я провожу дидактические игры: «Найди, что спрятано!», «Путешествие по групповой комнате», «Магазин», «Путешествие Пятачка», «Напиши письмо другу!», игры с двумя и тремя обручами. Они развивают такие психологические процессы, как память, внимание и мышление.

В подготовительной к школе группе знания детей о геометрических фигурах расширяются и систематизируются. В процессе применения блоков Дьенеша мы с ребятами переходим на более высокую ступень декодирования, т. е. знакомимся с такой логической операцией, как отрицание свойств предметов. У ребенка появляется больший выбор свойств предметов и больше возможностей для их варьирования. Сначала предлагаю определить отрицание одного свойства, а затем это могут быть четыре свойства, что зависит от уровня развития дошкольников. Подобные взаимосвязи и вариации вполне доступны детям, они поднимают уровень их умственного развития. В этой возрастной группе используются дидактические упражнения с тремя обручами, где учитываются все четыре свойства предметов. Я регулярно применяю блоки Дьенеша в непосредственной образовательной деятельности по математике, а также в совместной деятельности с детьми. Моим воспитанникам очень нравятся блоки Дьенеша как материал для игры, и они часто используют его в самостоятельной деятельности. Яркие коробочки с этим удивительным материалом занимают достойное место в «Центре познавательно – речевого развития» любой группы (см. Фотоприложение).

Чтобы интерес моих воспитанников к блокам Дьенеша не пропадал, мною собраны картотеки игр с блоками Дьенеша для всех возрастных групп (см. Приложение 1).

Очень важным в своей работе я считаю просвещение родителей. Их знакомство с блоками я начинаю также со 2 младшей группы, используя разные формы работы (консультации, мастер – классы, круглые столы, совместные игры с детьми и др.)

И родители включаются в нашу «игру» : они задают вопросы, изучают пособия и материалы, которые есть в группе, у большинства семей появляются коробочки с блоками Дьенеша дома, а в старшем дошкольном возрасте после совместного изготовления блокнота со свойствами блоков (цвет, размер, форма, толщина, совместно с родителями уже организуются математический КВН, соревнования и даже сюжетно – ролевые игры (см. Приложение 2).

О результативности работы с этим удивительным пособием очень ярко рассказывает диагностика:

Из диаграммы видно, уровень детей с низкими показателями знаний стабильно снижается каждый год. За счет этого растут показатели среднего уровня развития, а в подготовительной к школе группе и показатель высокого уровня знаний по образовательной области «Познание».

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно –ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Передо мной, как педагогом, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Играя с блоками Дьенеша, этого можно добиться и моя работа подтверждение тому.

В организации процесса познания по развивающей программе «Детство» в дошкольном возрасте особое внимание педагога должно быть направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки. Только при постепенном успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения.

Работа c блоками Дьенеша привела к :

• Повышению интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

• Развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;

• Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;

• Стремлению к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Но не все дети были успешны в играх с блоками Дьенеша, поэтому поиск оптимальных средств развития детей, обладающих своеобразными личностными качествами, различиями в интересах и способностях можно продолжить.

Литература:

1. Носова В. А. Логика и математика для дошкольников. СПб, 2005

2. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования. М., 2004

3. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша/ Под ред. Б. Б. Финкельштейна. СПб, 2001

4. Дидактические игры и занятия в ДОУ: практич. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Вып. 1/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. Воронеж,2007

5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задания для дошкольников. -

М., 1990.

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возрастаИспользование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста овременный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом.

Презентация к занятию с использованием блоков Дьенеша Эту презентацию я добавила в занятие, т. к. использование ИКТ, позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. Главным в организации.

Использование в играх с младшими дошкольниками блоков ДьенешаИспользование в играх с младшими дошкольниками блоков Дьенеша В своей работе по развитию интеллектуальных способностей у детей мы используем логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей «Теремок» в средней группе с использованием блоков Дьенеша Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей «Теремок» в средней группе (с использованием блоков Дьенеша). Подготовила и.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей младшей группы «День рожденья Лунтика» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием блоков Дьенеша. Совместная деятельность с детьми ОО «Познание» Цель: Дать представление о множествах предметов и о пересечении множеств. Задачи: 1. Использование.

Логико-математическая сюжетная игра в старшей группе на основе блоков Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша на занятии математического.

Роль блоков Дьенеша в развитии дошкольников. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представления детей о форме предмета на основе блоков Дьенеша
Опубликовано: 9 октября 2017 в 08:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД