Формирование словаря младших школьников как основа развития речи

Валентина Агаркова
Формирование словаря младших школьников как основа развития речи

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий.

Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимися кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. д., занятий где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях, и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности.

Основная цель этих занятий – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятий. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию, - это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом названия многократно повторяются.

Дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях предметов, то в систему знаний по словарной работе включаются соответствующие занятия.

Другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей, являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому учитель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

2. Формирование способов обследования требует точных указаний учителя к использованию обследовательского действия.

3. Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала.

Знания и навыки, полученные школьниками, закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.

Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов.

Занятия, посвященные формированию понятий и соответствующего им словаря, требуют от детей умения видеть особенности предметов. Поэтому они опираются на умения полученные школьниками на занятиях, где осуществлялось углубление знаний о предметах. Таким образом, эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря и тесно связаны с другими видами занятий.

Анализ значения слов должен поводится преимущественно с точки зрения словоупотребления, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено в историческом аспекте.

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфагрофическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Для успешного формирования словаря и его активизации уже в школьном возрасте возможно проведение лексической работы, предметом которой является языковая действительность.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Некоторые виды таких упражнений:

1. Подбор эпитетов к слову. Называется слово, например, собака. И задается вопрос: Какие бывают собаки? Ответы: большие, мохнатые, маленькие, умные и т. д.

Узнавание по эпитетам слова. Учительница прелагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают – береза В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны выливаться связываться со знакомыми детям представлениями.

2. Подбор к слову действий. (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус раздувает, освежает.

Подбор к действиям слова. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце.

3. Подбор обстоятельств. Учится можно как? – хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго.

4. Добавление придаточных предложений. Учительница читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.

5. Упражнения на точность номенклатуры. Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, лает, мяукает, гогочет, поет. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.

6. Составление предложения с несколькими данными словами. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово.

7. Составление предложения с несколькими данными словами. Детям даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение.

8. Отгадывание и составление загадок. Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей.

9. Составные части целого. Называется слово (предмет, определяются его составные части, например: дерево – ствол, ветки, сучья, листья, почки.

Новы слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Другое дело – объяснение слов, имеющих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок.

Методикой разработано немало приемов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывает контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путем краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путем подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зеленый);

б) путем перечисления предметов (признаков, действий, общую группу которых называют данным словом (насекомые – это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путем родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи. И главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайных характер и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых слов, включенных в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словарем должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Публикации по теме:

Групповой социальный мини-проект «Пусть всегда будет солнце»Групповой социальный мини-проект «Пусть всегда будет солнце» Групповой социальный мини-проект “Пусть всегда будет солнце”.Краткое содержание проекта:*обогащение предметной среды активизирующим игровым.

Методическое обеспечение работы логопедаМетодическое обеспечение работы логопеда Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование словаря младших школьников как основа развития речи
Опубликовано: 6 марта 2014 в 10:07
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...