Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.

Татьяна Дедловская
Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.

Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.

Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Несмотря на это, данный феномен мало изучен и противоречиво оценивается в современной педагогике. До сих пор ученые не могут придти к единому мнению о том, в каком возрасте проявляется детская одаренность. На основе анализа психолого-педагогической литературы определили феноменологию развития одаренности в дошкольном возрасте. Она заключается в следующем: для дошкольного детства перспективным является развитие художественно творческой одаренности, так как именно она раньше и ярче других проявляется в этом возрасте. Ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.

Детская одаренность - это интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность достижения ребенком более высоких, подчас незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

Дошкольный возраст — период становления личности в целом и способностей, а также бурных интегрированных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. Характер ее развития в дошкольные годы - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, - взаимодействия, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой, а также результат личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию.

Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с формированием нравственных основ его личности. Данный факт предполагает развитие духовно-творческой самореализации ребенка в социуме уже в дошкольные годы, которая охватывает все сферы его личности: мотивационную, интеллектуальную, творческую, эмоциональную, волевую. Данный процесс поднимает становление у ребенка самопознания, саморегуляции и самопонимания личности на новый уровень, а от воспитателей требует нравственного ориентира и компетентности в вопросах духовно-творческой самореализации одаренных детей.

Взгляд на дошкольное детство как на растущий социокультурный феномен помогает объяснить социальную и личностную сущность становления и развития одаренности ребенка. Эта сущность характеризуется, с одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой — индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта. Эмоционально смысловой доминантной развития одаренности дошкольников является содержание основных сфер их жизнедеятельности, т. е. познания, деятельности, общения и игры. В связи с этим развитие одаренности дошкольника связывается с формированием социальной компетентности, которая во многом определяет раскрытие потенциальных возможностей ребенка за счет его активного вхождения в социум.

Одним из вариантов решения жизненных и практических задач, по мнению А. Гогоберидзе, может стать выбор в качестве интегративной единицы достижений ребенка его компетентность. Компетентность дошкольника есть результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры и, что чрезвычайно важно, самого субъекта.

В дошкольном возрасте целесообразно выделять социальную компетентность, т. е. способ деятельности, обеспечивающий вхождение ребенка в социум и реализацию его личности на достаточно высоком уровне,- способ, который позволяет достичь хороший результатов в освоении социальных норм, культурных ценностей и в отношениях с окружающими людьми. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций:

Личностная

Приобретаемые умения - умения осознавать свое Я относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относится к себе, осуществлять и понимать свою позицию.

Формируемые качества — Субъективная активность, творческая инициатива, самопознание, самоизменение, саморазвитие, социальный опыт.

Познавательная

У Приобретаемые умения - умения анализировать, сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самооценку на предметном уровне, решать творческие задачи.

Формируемые качества - любопытство, любознательность Познавательный интерес, познавательная активность, усидчивость, произвольность, самостоятельность, креативность.

Ценностно-смысловая

Приобретаемые умения — умения выполнять обязанности, ухаживать за животными, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к людям, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции.

Формируемые качества - социальный опыт, социальная активность, доброта, честность, милосердие, трудолюбие, ответственность.

Коммуникативная

Приобретаемые умения -умения сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Формируемые качества - коммуникативность, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружелюбие, вежливость, эмпатия, сотрудничество, толерантность.

Общекультурная

Приобретаемые умения - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых.

Формируемые качества - аккуратность, вежливость, бережливость, чистоплотность, самопознание, самостоятельность.

Развитие компетенций обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе», «Я и общество».

На этой основе происходят качественные изменения в личностно- смысловой сфере ребенка, что обеспечивает дальнейшее развитие мотивации мотивационной готовности к раскрытию внутренних задатков и способностей, рефлексии усвоенных знаний и собственной деятельности, системности знаний, средств и приемов деятельности, что определяет его общекультурное, духовно-нравственное, творческое развитие.

Социальная компетентность дошкольника — это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, общекультурные, коммуникативные, физические, ценностно-смысловые, личностные, ценные для его последующей жизни умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, привыкать к саморегламентации своей активности, ее согласованию с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему формируется социальный опыт и социальная зрелость, развиваются скрытые потенциальные дарования. Личность ребенка дошкольного возраста рассматривается как развивающийся социокультурный феномен, нуждающийся в постоянной поддержке и развитии склонностей и задатков, которые проявляются именно в данном возрасте и накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность. Творческие потенциальные возможности, природные качества ребенка дошкольного возраста развиваются лишь в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства ДОУ, направленного на вхождение ребенка в социум, где он проявляет свои способности, дарования.

Публикации по теме:

Воспитание сердца Приведу пример:Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.
Опубликовано: 23 февраля 2012 в 09:14
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....