Получи документы

Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Татьяна Морозова
Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

(Коллекция «Камни и минералы».

Основание - История происхождения)

Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста

на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Коллекция «Камни и минералы». Основание – История происхождени

Группа подготовительная

1. Ценностно-ориентационный шаг

Публикация «Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)» размещена в разделах

Цель: воспитание у детей интереса к миру взрослых (миру общественных отношений) отображенному в коллекциях.

Задачи работы с детьми

1. Расширить кругозор детей, способствовать проявлению индивидуальных склонностей к коллекционированию камней и минералов

2. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений.

3. Сделать подборку камней и минералов

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»

Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик у детей, развивать интерес к коллекционированию.

Прогулка

«Удивительное под ногами» экскурсия по территории детского сада

Цель: вызвать поисково-исследовательский интерес,

развивать интерес к коллекционированию.

Вечер

Встреча с интересными людьми (коллекционером).

Цель: способствовать формированию представлений у детей о мире семьи; вызвать интерес к коллекционированию.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Книжный уголок: энциклопедия «Камни и Минералы»

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как собрать коллекцию»

Цель: способствовать осознанию родителями важности семейного коллекционирования, обеспечивающего развитие познавательных интересов и потребностей детей

Родительское собрание «Коллекционирование – это увлекательно»

Анкета для родителей

«Мир камней»

2. Содержательный шаг

Цель: формирование у детей с помощью взрослого способов действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного общественного опыта в процессе приобщения к коллекционированию;

овладение детьми способами действий по присвоению и сохранению культурного общественного опыта.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире взрослых (мире общественных отношений, расширение границы познания мира взрослых (мира общественных отношений);

осознание детьми мира взрослых (мира общественных отношений) через приобщение детей к коллекционированию

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых (мире общественных отношений, расширить границы познания мира взрослых (мира общественных отношений).

2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей группе).

3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (предмет – общественное событие).

4. Развивать познавательные интересы и потребности детей в коллекционировании.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Работа в книжном уголке: подбор иллюстраций и картинок на тему: «Какие бывают камни?»

Цель: расширять представления детей по теме «Камни», поддерживать интерес к теме коллекционирования.

Рассматривание энциклопедии В. Белова.

Просмотр презентации

«Этот удивительный мир камней»

Цель: дать детям представление о том, что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими; познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности.

Прогулка

Разучивание пальчиковой гимнастики

«Веселые камешки».

Игра малой подвижности «Назови, что покажу»

Вечер

Беседа «Что расскажет нам коллекция».

Цель: обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых, расширять представления о видах коллекционирования.

Опытно-поисковая деятельность

(Свойства камня)

1. Определение цвета и формы.

2. Определение размера.

3. Определение

характера поверхности.

4. Рассматривание камня через лупу.

5. Определение веса.

6. Определение температуры.

7. Плавучесть.

Составление алгоритма описания камня.

Игра-путешествие «Где живёт камень?»

-в морских глубинах;

-в недрах земли;

-из космического пространства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Иллюстрации и картинки на тему: «Какие бывают камни?»

• Энциклопедия В. Белова.

• Камни

• ИКТ презентация «Этот удивительный мир камней»

• Игра-путешествие «Где живёт камень?»

Взаимодействие с родителями

Рекомендации родителям: «Как оформить коллекцию камней и минералов»

Привлечь родителей к совместному с детьми подбору картинок, иллюстраций на тему «Какие бывают камни?»

Предложить родителям

рассмотреть с детьми предметы и украшения из камней

Консультация для родителей «Коллекционирование от А до Я»

Цель: познакомить родителей с видами и способами коллекционирования; показать значение коллекционирования для развития ребенка и укрепления семейных связей.

Мастер-класс «Оформление коллекций»

Цель: формировать у родителей умение составлять и сохранять семейные реликвии.

2.2 «Освоение»

Цель: осознание детьми мира взрослых (мира общественных отношений, присвоение детьми определенных характеристик мира взрослых (мира общественных отношений) как объекта идентификации в процессе сбора коллекций.

Задачи работы с детьми

1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, диапазоне ценностей мира взрослых (мира общественных отношений) на примере предметов коллекционирования.

2. Формировать у детей представление о ценностях мира взрослых (мира общественных отношений, в предметах коллекционирования.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Прослушивание аудио – энциклопедии «Полезные ископаемые».

Цель: формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах, знакомство с профессией геолога.

Рассказ воспитателя «Как появляются горы».

Цель: расширить представление о горах

Создание макета горы.

Цель: развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание, связную речь; логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.

Ситуативный разговор «Что нам необходимо для путешествия в горы».

Беседа «Как люди применяют камни в жизни» (строительстве, об украшениях из камней, о деталях интерьера и т. д.)

Цель: уточнять, обобщить и расширить знания детей о драгоценных камнях и минералах.

Выкладывание контурных рисунков камешками.

Цель: развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств.

Создание в группе уголка коллекционирования

Цель: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации

Пополнение коллекции

Прогулка

Подвижная игра «Гора и камешки»

Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат; развивать эмпатию, воображение.

Вечер

Просмотр мультфильма «Наследство волшебника Бахрама»

Цель: познакомить с работой шахтёра; развивать познавательный интерес; обогащать представление о труде взрослых и словарный запас детей (шахта, шахтёр, добыча).

Чтение стихотворений о мраморе и граните, о драгоценных камнях.

Ситуативный разговор «Камень друг или враг?»

Настольные игры: «Отыщи такой же камень», «Бусы для Хозяйки Медной Горы», «Что из чего сделано», «Сосчитай камушки», «Найди лишний», «Узнай на ощупь».

Д/и «Сосчитай чашки» -

Цель: развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств.

СРИ «Геологи», «Путешествие по горам России».

Цель: воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Коллекция камней, магнитофон

• Камни, подносы для детей, емкость с водой, лупы для индивидуального пользования, сундучок с камнями для изучения, макет вулкана для каждого ребенка, питьевая сода с краской, жидкое мыло, лимонный сок

• ЭОР

• Изо - контурные рисунки

• Художественная и познавательная литература

• Настольные игры: «Отыщи такой же камень», «Бусы для Хозяйки Медной Горы», «Что из чего сделано», «Сосчитай камушки», «Найди лишний», «Узнай на ощупь».

• Атрибуты к СРИ «Геологи», «Путешествие по горам России».

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям совместно с детьми изготовить поделки для выставки «Волшебные превращения камня».

Индивидуальные беседы с родителями детей

Цель: способствовать проявлению у детей и родителей индивидуальных склонностей к коллекционированию

Консультация для родителей «Проведение и подготовка опытов дома «Домашняя лаборатория»».

Составление вместе с детьми творческих рассказов «Камни разные нужны, камни всякие важны».

2.3 «Проживание»

Цель: интериоризация (присвоение) детьми определенных характеристик мира взрослых (мира общественных отношений) как объекта идентификации, стимулирование стремления детей к совместной со взрослым деятельности по «проживанию» мира взрослых (мира общественных отношений).

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение понимать и оценивать переживания и мотивы поведения других людей.

2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Презентация детьми своего коллекционного камня или своей мини - коллекции камней и минералов

Цель: закрепить представления детей об увлечениях членов своей семьи; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформлении своих коллекций

Проектная деятельность «Эти удивительные камни»

Цель: создать коллекцию камней и минералов в группе

Продуктивная деятельность: лепка «Каменный цветок»

Цель: упражнять детей в лепки цветка из пластилина скульптурным способом; развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук, умение передать специфику камня через оформление природными (камушки, орехи, фасоль, скарлупа, жёлуди) и бытовыми (бусины, бисер, блёстки) материалами.

СРИ «Экскурсия в музей камня»

Прогулка

Дид. игра «Я начну,а ты продолжи» (подбор слов,определений)

Подвижная игра «Семь камней».

не менее 6 участников – тогда они смогут разбиться на две команды.

У игрока из команды убегающих в руках мяч, которым необходимо сбить пирамидку. Если пирамидка удачно сбита, то все участники команды разбегаются в разные стороны кто куда, но в пределах заранее оговоренного пространства! Водящие стараются побыстрее овладеть мячом. Задача водящих – выбить этим мячом одного за другим всех убегающих. Если в убегающего игрока попали мячом, то он идет к разбитой пирамидке и ждет, как развернутся события в игре. Любой (не выбитый) игрок из команды убегающих может выбрать удачный момент, чтобы сделать попытку быстро собрать пирамидку. Если это удается сделать, то все игроки команды снова становятся убегающими – и игра повторяется сначала. Команда догоняющих проигрывает партию. Количество партий оговаривается. За каждую выигранную партию команда получает 1 очко.

Вечер

Чтение П. П. Бажова «Хозяйка медной горы».

Дидактическая игра «Отыщи такой же камень».

СРИ «В ювелирной лавке», «Шахтёры».

Рисование на камнях.

Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, зрительную память, воображение, логическое мышление, творчество.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Коллекция камней

• Изо – материалы (лепка); плакат с цветами, маленькие бабочки, камушки, краски, кисточки, веселая музыка.

• Атрибуты к СРИ «Экскурсия в музей камня», «В ювелирной лавке», «Шахтёры».

Взаимодействие с родителями

Выставка совместного творчества детей и родителей «Волшебные превращения камня»

Дать задание родителям: принести из дома камень, совместно с детьми составить рассказ к нему.

Предложить посетить краеведческий музей с целью ознакомления коллекции местных камней и минералов.

3. Рефлексирующий шаг

Цель: осознание детьми представлений о мире взрослых (мире общественных отношений) и собственного отношения к миру взрослых (миру общественных отношений, полученных в ходе знакомства предметами коллекционирования;

укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения ребенка к миру взрослых (миру общественных отношений).

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение взрослых, сверстников, членов своей семьи.

2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Составление рассказа о камне из нашей коллекции

Игра «Подбери пару»

Цель: умение группировать камни по роду происхождения камня.

Итоговая викторина «Эти удивительные камни».

Цель: формировать у детей дошкольного возраста логическое мышление. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсом, экологическую культуру, мелкую моторику рук, побуждать к поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Прогулка

Подвижная игра с речевым сопровождением «Гора и камешки».

Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.

Ведущий говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы, потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становится все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору!»

Цель: выполнение действий в соответствии с текстом.

Игра-соревнование с камушками «Донеси- не урони»

Цель: упражнять в выполнении действий.

Вечер

Рассказ из личного опыта «Коллекция моей семьи»

Цель: вызвать у детей желание рассказывать о семейных традициях, обычаях, реликвиях

Чтение пословиц и поговорок о камнях.

Декупаж камней.

Цель: познакомить с новым видом аппликации – декупаж.

Составление на камне узоров из пластилина: «Бабочка» «Гусеница» «Волшебный цветок», «Божья коровка» (на воображение ребенка, Отпечатки на пластилине.

Работа с экраном самооценки

Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Коллекция камней, цветные трехслойные салфетки, клей ПВА, кисточки, пластилин, гуашь, вода.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей

Цель: выявить представления родителей о связях между миром семьи и миром предметов

Экспресс–опрос «Может ли коллекционирование увлечь дошкольника»

Цель: выявить представления родителей о значении коллекционирования в развитии ребенка

4. Шаг совершенствования

Цель: реализация детьми представлений о мире взрослых (мире общественных отношений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в действиях и деятельности.

Самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию мира взрослых (мира общественных отношений).

Задачи работы с детьми

2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.

3. Формировать у детей умение применять знания и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Беседа «Коллекция камней и минералов»

Создание фоторепортажа «Наша коллекция»

Прогулка

П/и «Гора, земля, вода»

Ход игры: играющие становятся в круг, в середине его ведущий. Он бросает кому-нибудь мяч, произнося одно из трех слов: «гора», «земля», «вода». Тот, кто поймал мяч, должен назвать камень или минерал, который относится к тому или иному месту нахождения. Кто ошибся, выходит из игры.

Вечер

Введение новой групповой традиции «Расскажи о своей коллекции»

Цель: формировать у детей умение применять знания и опыт, полученный в коллекционировании; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформлении коллекций

Взаимодействие с родителями

Организация праздничного чаепития «Приходите в гости к нам»

Оформление фотогазеты совместно с родителями «Мир волшебных камней».

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций».

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной.

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников .

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.

Формирование нравственно-культурных ценностей у детей с использованием фольклора Система современного отечественного образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального.

Формирование зрительного гнозиса у детей 3–5 лет с речевыми нарушениями в ходе коррекционно-развивающей работы Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Конспект образовательной деятельности, организуемой в ходе реализации проекта «Здравствуй, мир!» Тема познавательной игры-занятия «Здравствуй, Индия!» (открытое занятие) Возраст: воспитанники подготовительной к школе группы. Цель: Познакомить.

Мастер-класс «Формирование доброжелательных отношений детей друг к другу с использованием игр-тренингов в режимные моменты» Все мы без исключения и конечно же родители хотим видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.

Проектная деятельность как технология вхождения ребенка в мир социальных отношений в ходе внедрения ФГОС до в ДОУ. 2 слайд) Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Опубликовано: 19 апреля 2016 в 12:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД