МААМ-картинки

Формирование у воспитанников школы-интерната социально-бытовых навыков и умений

Елена Ухтина
Формирование у воспитанников школы-интерната социально-бытовых навыков и умений

___

Школа-интернат, в которой обучаются и воспитываются дети разных возрастов и различных слоев населения, готовит своих воспитанников к самостоятельному труду и дает не только объем знаний и умений по предметам школьного обучения, но и необходимые нравственные понятия с навыками культурного поведения. Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации воспитанников.

Публикация «Формирование у воспитанников школы-интерната социально-бытовых навыков и умений» размещена в разделах

На первом месте стоят задачи социальной адаптации воспитанника, выпускника школы - интерната. Социальная адаптация в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия. Ребенок, воспитываемый вне семьи или ограниченный в умственном развитии не может сам выделить и осознать, усвоить звенья социальных структур, позволяющие поддерживать комфортное существование в социальной среде, а также реализовывать потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является важной задачей обучения и воспитания ребенка, находящегося в школе - интернате.

Проблемы трудовой, а также бытовой и психологической адаптации выпускников школ интернатного типа являются довольно частым явлением. Выпускники школы-интерната часто меняют места работы и неудовлетворенны зарплатой; у них возникают трудности при общении с коллективом, отстраненность от участия в жизни предприятия. Основные проблемы появляются при неправильном распределении бюджета и рациональном ведении хозяйства.

Задача программы школы-интерната – формирование знаний и умений, а также навыков, которые сопутствуют социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития воспитанников, всесторонняя их подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Воспитанники школы-интерната ограничены в возможностях полноценного участия в общественной жизни. Задачей нашей школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые помогут самореализации выпускников с максимальной пользой и приобщат их к активному участию.

1. Правовая социализация.

Дети, особенно подростки, в нашей стране считаются самой незащищенной группой. Их права нарушаются намного чаще, чем у людей старшего возраста. Именно поэтому дети должны научиться защищать свои права.

Занятия по правовой социализации направлены на приобщение воспитанников к социальной жизни, на усвоение знаний и ценностей, а также норм, установок и образцов поведения, которые присущи данному обществу. Способствуют становлению воспитанника личностью, способной жить, работать и общаться в обществе.

Занятия позволяют детям получать представление о правах человека, о документах, законах и обязанностях. Воспитатели объясняют детям, куда им можно будет обратиться, если их права нарушаются.

Цель: Подготовка воспитанников к полноценной жизни в правовом государстве и гражданском обществе.

Задачи:

- подготовить воспитанников к самостоятельной жизни с осуществлением конституционных прав и обязанностей, к защите своих нарушенных прав;

- формировать ответственность за возложенные на них обязанности, как на граждан;

- формировать основы правосознания с пониманием необходимости соблюдения законов и с неотвратимостью наказаний за нарушения;

- помощь в овладении знаниями, навыками и умениями поведения.

2. Профессиональное самоопределение воспитанников школы - интерната.

Воспитанники школы-интерната, особенно выпускники, должны определиться с выбором профессионального пути. Воспитатели считают необходимым ориентировать детей на осознанный выбор профессии, а также на самостоятельность, ответственность в принятии данного решения.

Цель: Приобретение воспитанниками тех знаний и умений, которые необходимы при выборе профессии, при продвижении в процессе принятия решения о выборе профессионального пути.

Задачи:

- обогатить представления детей о разнообразном профессиональном мире;

- выявление интересов, их склонностей и индивидуальных способностей;

- развитие свойств личности, которые являются необходимыми для трудовой самостоятельной деятельности, для честности и предприимчивости;

- формировать представления о практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков в определенной сфере;

- Развитие трудовой дисциплины воспитанников и их профессиональной зрелости.

3. Безопасность жизни.

Занятия проводятся с детьми разных возрастов с учетом их возрастных особенностей и уровня развития.

Курс занятий позволяет воспитанникам получить представление о собственном здоровье, о пользе ведения здорового образа жизни, о существующих опасностях в жизни, о прогнозировании и избежании опасных ситуаций.

Цель: Организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

- научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, также в лесу, дома и на воде;

- ознакомить с правильным и аккуратным использованием бытовой техники;

- научить оказанию первой медицинской помощи;

Занятия проводятся при помощи форм работы, в которые входят: рассказы воспитателя, просмотр соответствующих тематике видеофильмов, проведение экскурсий, конкурсов, викторин, практических занятий, целевых прогулок, походов и игр.

4. Культура поведения воспитанников и их общения.

Воспитанники школы-интерната мало знают об окружающем мире, имеют повышенную психическую истощаемость и эмоциональную неустойчивость.

В детстве, когда у детей закладываются основы личности, они находились в таких условиях, где недоедали, спали в грязной постели, запечатлели в своей эмоциональной памяти алкоголизм родителей, своеобразные отношения между людьми.

Для них является нормой эмоциональная холодность, а также отсутствие навыков общения и скованность. Воспитанники школы - интерната растут в особом мире, который является полуизолированным от реального. В результате, при вступлении в самостоятельную, взрослую жизнь, у них появляются трудности при общении с людьми, сформировывается некоммуникабельность и неприятие себя как личности.

Цель: Нравственное воспитание и развитие личности воспитанника.

Задачи:

- сформировать представления о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения.

- формирование культуры общения посредством речи.

- развивать коммуникативные качества.

Методы проведения занятий: беседы в виде диалогов, творческие задания, тестирование и анкетирование, анализ художественных текстов.

Публикации по теме:

Консультация «Преемственность детского сада и школы в экологическом образовании» Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Важнейшим условием создания.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у воспитанников школы-интерната социально-бытовых навыков и умений
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 08:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД