Папки-передвижки

Формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности

Елена Болдарева
Формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности

Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста в целом, и формирование экологической культуры в частности, подразумевает широкое использование разнообразных видов деятельности.

В каждом отдельном случае выбор соответствующих видов деятельности и их сочетание друг с другом определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определённом занятии явления или объекта природы.

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности» размещена в разделах

К основным видам деятельности можно отнести следующие:

1. Экскурсионная: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, проводимое с использованием экскурсий, позволяет одновременно решать такие задачи как оздоровление, обучение, развитие новых нравственных и эстетических качеств. Кроме того, экскурсии дают детям навыки планирования, поскольку походы в природу или посещение парков требуют предварительного обдумывания и тщательной подготовки. Наиболее рационально организовывать экскурсии в разное время года, чтобы дети могли сравнить и проанализировать происходящие в природе изменения.

2. Игровая: экологические игры позволяют ребёнку осознавать значимость природы для человека. В рамках игры дети получают уникальный опыт, который становится для них главным ориентиром по отношению к природе, животным, растениям. Экологические игры позволяют детям осваивать знания об окружающей среде, учиться навыком ухода за живыми существами, формировать представления о необходимости сохранности природы и её значимости для человека. В ходе игры дети выполняют поставленную перед ними задачу, полученный результат закрепляется в их сознании. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

3. Экспериментирование: как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка и основ познания им окружающего мира. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы в процессе экспериментирования необходимо осуществлять в несколько этапов: эксперименты с объектами растительного мира; эксперименты с представителями животного мира; эксперименты с объектами неживой природы; эксперименты, в которых объектом эксперимента является человек.

4. Трудовая деятельность : в процессе трудовой деятельности дошкольников в рамках экологического воспитания решаются одновременно две задачи: дети приобщаются к трудовой деятельности и у них воспитывается заботливое отношение к растениям и животным. Необходимо включить детей в посильную трудовую деятельность по заботе и охране природы, создавая условия для постоянного общения с природой. Формы организации трудовой деятельности дошкольников разнообразны, но основными являются деятельность в уголке природы и на земельном участке – клумбах, огороде.

Была разработана блочная система занятий с детьми дошкольного возраста, направленная на формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности.

Организовано внедрение в практику образовательного процесса дошкольной образовательной организации разработанной нами блочной системы занятий.

Работа по формированию экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности осуществлялась по 4 блокам:

– 1 блок – экскурсионная деятельность : были организованы сезонные экскурсии в лес, парк, пешие экскурсии по населённому пункту (п. Яковлево); выездные экскурсии (семья) в зоопарк г. Белгород, урочище Маршалково г. Строитель (семья).

– 2 блок – игровая деятельность : были организованы игровые программы с использованием игр с экологическим содержанием : сюжетно -ролевые, творческие, словесные, дидактические, настольные, подвижные, игры с предметами, народные игры; квест-игры, игры-викторины, игровые развлечения экологической направленности.

– 3 блок – экспериментирование: были организованы эксперименты с воздухом, водой, снегом, глиной, песком, камнями.

– 4 блок – трудовая деятельность : была организована работа по изготовлению кормушек, сбору семян цветов, посадке рассады, высадке рассады, уходу за комнатными растениями.

Занятия проводились 1 раз в неделю.

На данном этапе также было организовано:

1. Формирование базы дидактических, демонстрационных материалов к проведению занятий, материалов для экспериментирования.

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы:

дополнили имеющиеся игровые зоны новыми: «Научная лаборатория», «Научная библиотека»;

наполнили новую игровую зону «Научная лаборатория» необходимыми инструментами и приборами: микроскоп, лупы, штативы для колб, колбы, реторты, пробирки, весы, термометры, мерные ложки, шпатели;

наполнили игровую зону «Научная библиотека» детскими справочниками и энциклопедиями по экологии и природопользованию;

создали огород на подоконнике;

модернизировали уголок природы, выделив место для отдыха.

3. Создали картотеку экологических игр (по возрастам)

4. Создали картотеку опытов и экспериментов (по возрастам)

5. Разработали и реализовали на практике блочную систему занятий по экологическому воспитанию с использованием разных видов деятельности, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 16:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД