Лучший педагог года

Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет через разнообразные формы работы

Татьяна Трушкина
Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет через разнообразные формы работы

Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через разнообразные формы работы

Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей.

Цель математического развития дошкольников:

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет через разнообразные формы работы» размещена в разделах

1. Всестороннее развитие личности ребенка.

2. Подготовка к успешному обучению в школе.

3. Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников:

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении). Все это позволяет обеспечить равные возможности усвоения программы каждым ребенком.

Формирование элементарных математических представлений осуществляется в двух направлениях:

1. Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общения, предыдущего обучения);

2. Организация работы с детьми по освоению содержания программы.

В ходе реализации программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общения и самостоятельной деятельности детей.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома; предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных, в которых он принимает активное участие. Основой для изучения являются представления о свойствах окружающих предметов.

Общение

Педагог:

1. Организует повседневное общение с детьми с целью закрепления и использования количественных, временных, пространственных отношений;

2. Связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка (например, предлагает положить на стол столько ложек, сколько на нем тарелок, собрать большие и маленькие листочки и т. д.);

3. Организует совместную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, обращая внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира (много домов, машин, цветов, птичек; одно солнышко и т. д.);

4. Привлекает внимание к последовательной смене частей суток, времен года;

5. Рассматривает с детьми деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину листьев; сравнивает вместе с детьми дома по высоте, машины по величине и т. д. ;

6. Читает сказки, в которых присутствуют числа «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т. д.

Максимальное развитие элементарных математических представлений осуществляется путем применения различных форм и методов занимательного материала. Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка;

2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие;

3. Подбор задач в соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития;

4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение проблемных ситуаций, дидактические игры и игровые упражнения, работа с раздаточным материалом и т. д.);

5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений);

6. Использование игровой формы ведения занятий;

7. Элементы сюрпризов и внезапности для детей.

Математика для малышей включает в себя следующие разделы: количество, форма, величина, ориентировка во времени и в пространстве.

Игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей:

Количество:

1. Совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества: игры «Самолеты», «Разноцветные фонарики»;

2. Совершенствовать умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке: «Медведь и пчелы», «Кот и мыши», «Найдем игрушки», «Наведем порядок»;

3. Закреплять умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением): «Определи, у кого больше (меньше)», «Расставим цветы в вазы», «Угостим зверей», «Найди столько же», «В каком ряду больше?», «Бабочки и цветочки», «Кто больше принес игрушек?», «Игры с пальчиками».

Величина:

1. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный –короткий, длиннее-короче: «Чья дорожка длиннее?», «Разложим карандаши в коробки», «Подберем шнурочки для куклы».

2. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже: «Спрячь мышку в норке», «Перепрыгнем через ручеек», «Подберем шарфики, ленточки для куклы», «Прокатим мячик в ворота».

3. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже: «Построим башенки».

4. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой – маленький, больше-меньше: «Подарим игрушки Мишке и Мишутке», «Найди такое же колечко».

Форма:

1. Совершенствовать умения различать и называть объемные фигуры на основе осязательно –двигательного обследования: «Чудесный мешочек», «Докатим до ворот шар (куб)», «Почтовый ящик».

2. Совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры: «Какой фигуры не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару» («Найди свое место», «Чудесный мешочек», «Подберем ключик к замочку», «Играем в классики» («Волшебные дорожки», «Собираем бусы (гирлянду)», «Составляем узор», «Починим коврик».

Ориентировка в пространстве:

1. Закреплять умения ориентироваться в расположении частей собственного тела: «Сделай, как я», «Поможем Маше –растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?».

2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа: «Достань игрушку», «Поможем маме накрыть на стол», «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку», «Где что находится?», «Где звенит колокольчик?», «Что изменилось?», «Расставим игрушки», «Кто дальше бросит мяч».

3. Закреплять умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения: в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»

Ориентировка во времени:

Совершенствовать умения различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь): «День, ночь», «Помоги зайчику найти фотографию», «Когда это бывает?» (с использованием сюжетных картинок, «Подбери картинки», «Лото», «Не ошибись» (темно, светло, «Что с начало, что потом», «Режим дня», «Что люди делают (утром, днем, вечером, ночью?».

Педагог создает условия для самостоятельной игровой деятельности в группе, размещая дидактические и настольно - печатные игры с математическим содержанием, играя в которые ребенок закрепляет полученные знания; организует самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками, пазлами, пирамидками и т. д.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей необходимо оборудовать уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создавать центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал по логическому мышлению.

В заключение можно сделать следующие вывод: формирование познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет через разнообразные формы работы
Опубликовано: 16 июня 2020 в 17:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД