Получи документы

Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии

Оксана Лаврова
Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии

Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии

В Законе «Об образовании» сказано, что одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией является формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, эстетических, личностных, физических и нравственных качеств. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». «ФГОС ДО» одной из образовательных областей выделяет художественно-эстетическое, которое предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения изобразительного искусства.

Публикация «Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии» размещена в разделах

Каждый день к нам в детский сад приходят дети. Они очень разные. Застенчивые и упрямые, контактные и не очень. Но интересы их однообразны. Это планшет, куклы ЛОЛ, машинки или роботы – трансформеры. Все меньше и меньше они восхищаются, удивляются, стараются договориться между собой. Уходит интерес к художественной литературе и поэтическому творчеству. А современному обществу нужна развитая личность, обладающая определенным уровнем эстетических представлений и творческих способностей.

Эстетическое развитие (от греч. aisthesis — ощущение, понимание) — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения.

Целенаправленное эстетическое развитие, влияет на творческие способности и наклонности каждого конкретного человека, начиная с самого раннего возраста и создает фундамент эстетического воспитания в целом. Эстетическое воспитание дошкольников является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности

Для того, чтобы выявить уровень развития эстетических представлений у дошкольников нами использовались следующие методы исследования: диагностика эстетического развития детей в художественной деятельности; тест Е. М. Торшиловой, Т. В. Морозовой «Пейзаж»; диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником», диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю». В результате анализа индивидуальных диагностических данных было определено, что у воспитанников преобладает средний и низкий уровень развития эстетических представлений.

Данные диагностики потребовали поиска новых, оптимальных и эффективных путей решения данной проблемы. Мы остановились на кейс технологии. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений. Она используется в образовании школьников и студентов. Эффективно применяется при дистанционных формах обучения. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет.

Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, как дошкольникам, так и воспитателя. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.

В организации образовательного процесса по развитию эстетических представлений старших дошкольников мы использовали кейс – иллюстрацию, кейс – стади, фото –кейс и метод ситуативно – ролевых игр.

С помощью кейс-технологии педагог дошкольного образовательного учреждения сможет смоделировать проблемную ситуацию, а дошкольник в поисках проблемы проявит свои способности, выразит эмоции и интерес, даст представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, художественная литература).

Мы разработали и апробировали план опытно- практической работы по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством кейс-технологии по запланированным задачам с учетом индивидуальных особенностей детей.

В план входит взаимодействие с родителями и педагогами, совместная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах: интегрированные занятия; беседы и ситуации общения; игровая деятельность : режиссерские игры, игры-драматизации, детская студия; художественно-творческая деятельность : творческие мастерские (продуктивная деятельность, чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, музыкально-театрализованная гостиная; использование дидактических игр и упражнений; участие в творческих конкурсах и развлечениях; настольно печатные и художественно-дидактические игры; рассматривание тематического альбома и иллюстраций; музицирование; рисование и раскрашивание в центре творчества; игры в различные виды театра и сюжетно-ролевые игры с применением кейс-технологии. Также, во время организованной образовательной деятельности - интегрированное занятие, ставилась цель, а именно дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Большой интерес у детей вызывают режиссерские игры, дети с удовольствием перевоплощаются в различные образы героев любимых сказок и инсценируют сценки. Для этого мы использовали кейс – технологию, которая называется «ситуативно-ролевая игра», способствующая расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством заданных ролей. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами предполагало:

- анкетирование «Выявление представлений по проблеме развития художественно-эстетических представлений дошкольников»;

- консультации: «Художественно-эстетическое развитие детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства», «Мини-музей в детском саду», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание в семье», «Что такое кейс-технология» и другие;

- совместные выездные мероприятия в Белгородский государственный академический театр им. Щепкина; Белгородский государственный историко-краеведческий музей, в Белгородский государственный художественный музей, в Белгородский государственный музей народной культуры и в Белгородский государственный историко-художественный музей-диораму. В наш детский сад приезжает кукольный театр, который показывает детям театрализованные представления, также центр народного творчества «Сокол» с тематическими представлениями;

- совместные детско-родительские праздники «Путешествие в волшебный мир театра», блиц - турнир «Знатоки искусства», «Осенние посиделки», «Путешествие в страну музыки», «Путешествие в волшебную страну сказок» и прочее, что позволило повысить теоретический уровень и сформировать практические умения у родителей по заявленной проблеме.

- Привлечение родителей к организации выставки детского творчества «Дары осени», «Моя мамочка», «Сказки Пушкина» и прочее.

- создание картинной мини-галереи на лестничном марше ДОУ с репродукциями знаменитых художников;

- создание и использование кейс-технологии в образовательном процессе и режимных моментах. С помощью современной инновационной технологии, дети знакомятся с жанрами искусства в игровой деятельности;

Воспринимаемая детьми эстетическая среда, в организации которой принимали дети участие, способствует формированию у детей представления о красоте, которые они отражают затем в своей художественной деятельности, тем самым способствует формированию эстетических представлений.

Для того чтобы дети были активными участниками создания эстетической развивающей среды, в режимных моментах мы закрепляли навыки красиво сервировать стол, вовремя убирать игрушки, ухаживать за своим внешним видом, Для закрепления навыков, правил и норм этикета дошкольников мы использовали фото-кейс «Этикет», сущностью представленной технологии является анализ проблемной ситуации. В «фото-кейс» входит: фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему, текст, задание и мотивация на решение проблемы Непосредственное взаимодействие и включение музыкального руководителя в образовательный процесс по формированию эстетического вкуса на музыкальных занятиях и праздниках. Совместно с музыкальным руководителем были разработаны и успешно реализованы творческие проекты «Классика детям», «Вот, он какой театр», выступление музыкального руководителя на родительском собрании «Игра на ложках под классические произведения», «Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста»;

На семинарах был представлен «Мастер-класс для педагогов ДОУ по внедрению в работу полихудожественного подхода с детьми дошкольного возраста» и «Практический кейс»;

- консультации по формированию художественно-эстетическому воспитанию детей «Влияние видов театра на детей дошкольного возраста», «Кейс-технология в работе педагога»,

В процессе диагностического обследование на контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе опытно-практической работы мы получили подтверждение эффективности использования кейс – технологий по формированию эстетических представлений посредством кейс – технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куцакова, Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М. : Владос, 2004. - 223 с.

2. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 2012. - 99 с

3. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка»Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка» Новый год – самый долгожданный праздник для детей. Каждый из нас с теплотой хранит воспоминания о праздновании Нового года в детском саду,.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование эстетического вкуса и преобразовательной деятельности посредством кейс-технологии
Опубликовано: 30 декабря 2021 в 19:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД