Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа

Анна Надрина
Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа

Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, достаточно: быстротечный ритм жизни, потеря духовности, материальное неблагополучие, неполные семьи, нетрадиционные семьи (гражданские, раздельные, однополые браки., эмансипация женщин, опекунские семьи, отсутствие педагогических знаний в вопросах семейного воспитания и многие другие.

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России. Как воспитать нравственно и духовно богатую личность под воздействием определённых негативных факторов современного общества? Что в будущем ожидает наших детей, преобладание материальных благ или духовных ценностей?

Чтобы надеяться на счастливое будущее, надлежит знать и понимать прошлое. Воспитывающая сила русской семьи держалась на памятливых традициях повиновения старшим, на педагогике наставничества, духовности, искренней благодарности за добро, на авторитете заботливого и любящего отца и благочестивой и усердной матери. Их опыт и достойное поведение были залогом послушания и здорового возрастания наследников. Сегодня возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Одним из направлений моей работы по нравственному воспитанию дошкольников на культурных традициях русского народа, является работа с родителями, в частности молодыми семьями. Мысль о том, что воспитывать нужно, прежде всего, родителей, возникла давно. Уяснение важности семейного воспитания в формировании нравственных качеств личности ещё не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей.

Для успешного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс необходимы новые подходы в организации сотрудничества с ними, изменение традиционных форм взаимодействия с семьёй.

В своей практике использую следующие формы работы с родителями: конкурсы - с целью активизировать родителей на совместную творческую деятельность с детьми, укрепления детско-родительских отношений («Любимая сказка», «Рождественские встречи», «Самый интересный овощ»); Досуги: «День рожденья – праздник детства», «Капустница», «Новогоднее чаепитие», «Колядка», «Шутку шутить – народ насмешить» с привлечением родителей. Родители с удовольствием идут на такое взаимодействие. Праздник воспринимается ими уже не как концерт, а как совместное выступление. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к русскому народному творчеству, к истории своего народа, его традициям, закрепляются социально-нравственные отношения между детьми и взрослыми; Семинары-практикумы, целью которых является просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения позволяют приобрести практические навыки педагогических технологий, игрового партнерства со своим собственным ребенком и его сверстниками («Новый взгляд на старую сказку» с использованием элементов ТРИЗ, «Как играть» и др.); Также были изменены традиционные формы проведения родительских собраний, когда родители приходили только послушать сообщения педагогов и администрации. Собрания проходят в виде презентаций приуроченных к событиям группы (страны, представления опыта работы с детьми, детских театрализованных костюмированных представлений, тренингов с привлечением специалистов ДОУ. Я рада, когда после таких встреч родители обращаются за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей;

Специально для молодых родителей организован семейный клуб «Родник». Заседания клуба проходят 4 раза в год. Это и одна из форм проведения родительских собраний, и форма проведения дискуссий по вопросам нравственного воспитания дошкольников, и возможность обменяться опытом. На заседания клуба по просьбе родителей приглашаются разные специалисты ДОУ: психолог, логопед, музыкальный руководитель и др. Часто заседания клуба проводят сами родители. Тематика групповых родительских собраний семейного клуба: «Традиции семьи», «Как приучить детей к труду», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Как преодолеть злость и жестокость». В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально – нравственному воспитанию ребенка в семье. Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но та частичка любви к родной культуре воспитанная в дошкольном возрасте, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Публикации по теме:

Мама, папа, я — спортивная семья Спортивная семья - это залог здорового общества,страны, и всей планеты в целом. Для чего нужен спорт? Прежде всего для гармоничного развития.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа
Опубликовано: 6 января 2014 в 20:09
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...