Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа

Анна Надрина
Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа

Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, достаточно: быстротечный ритм жизни, потеря духовности, материальное неблагополучие, неполные семьи, нетрадиционные семьи (гражданские, раздельные, однополые браки., эмансипация женщин, опекунские семьи, отсутствие педагогических знаний в вопросах семейного воспитания и многие другие.

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России. Как воспитать нравственно и духовно богатую личность под воздействием определённых негативных факторов современного общества? Что в будущем ожидает наших детей, преобладание материальных благ или духовных ценностей?

Чтобы надеяться на счастливое будущее, надлежит знать и понимать прошлое. Воспитывающая сила русской семьи держалась на памятливых традициях повиновения старшим, на педагогике наставничества, духовности, искренней благодарности за добро, на авторитете заботливого и любящего отца и благочестивой и усердной матери. Их опыт и достойное поведение были залогом послушания и здорового возрастания наследников. Сегодня возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Одним из направлений моей работы по нравственному воспитанию дошкольников на культурных традициях русского народа, является работа с родителями, в частности молодыми семьями. Мысль о том, что воспитывать нужно, прежде всего, родителей, возникла давно. Уяснение важности семейного воспитания в формировании нравственных качеств личности ещё не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей.

Для успешного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс необходимы новые подходы в организации сотрудничества с ними, изменение традиционных форм взаимодействия с семьёй.

В своей практике использую следующие формы работы с родителями: конкурсы - с целью активизировать родителей на совместную творческую деятельность с детьми, укрепления детско-родительских отношений («Любимая сказка», «Рождественские встречи», «Самый интересный овощ»); Досуги: «День рожденья – праздник детства», «Капустница», «Новогоднее чаепитие», «Колядка», «Шутку шутить – народ насмешить» с привлечением родителей. Родители с удовольствием идут на такое взаимодействие. Праздник воспринимается ими уже не как концерт, а как совместное выступление. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к русскому народному творчеству, к истории своего народа, его традициям, закрепляются социально-нравственные отношения между детьми и взрослыми; Семинары-практикумы, целью которых является просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения позволяют приобрести практические навыки педагогических технологий, игрового партнерства со своим собственным ребенком и его сверстниками («Новый взгляд на старую сказку» с использованием элементов ТРИЗ, «Как играть» и др.); Также были изменены традиционные формы проведения родительских собраний, когда родители приходили только послушать сообщения педагогов и администрации. Собрания проходят в виде презентаций приуроченных к событиям группы (страны, представления опыта работы с детьми, детских театрализованных костюмированных представлений, тренингов с привлечением специалистов ДОУ. Я рада, когда после таких встреч родители обращаются за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей;

Специально для молодых родителей организован семейный клуб «Родник». Заседания клуба проходят 4 раза в год. Это и одна из форм проведения родительских собраний, и форма проведения дискуссий по вопросам нравственного воспитания дошкольников, и возможность обменяться опытом. На заседания клуба по просьбе родителей приглашаются разные специалисты ДОУ: психолог, логопед, музыкальный руководитель и др. Часто заседания клуба проводят сами родители. Тематика групповых родительских собраний семейного клуба: «Традиции семьи», «Как приучить детей к труду», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Как преодолеть злость и жестокость». В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально – нравственному воспитанию ребенка в семье. Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но та частичка любви к родной культуре воспитанная в дошкольном возрасте, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Публикации по теме:

Мама, папа, я — спортивная семья Спортивная семья - это залог здорового общества,страны, и всей планеты в целом. Для чего нужен спорт? Прежде всего для гармоничного развития.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Формы работы с семьёй в вопросах нравственного воспитания дошкольников посредством культурных традиций русского народа
Опубликовано: 6 января 2014 в 20:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет. Через год детки моей старшей группы...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...
«Мы желаем счастья вам». Песня-поздравление детского сада с юбилеем
Песня-поздравление детского сада с юбилеем Эту песню мы исполнили коллективом на юбилее старейшего в нашем городе детского сада. Такой вот был музыкальный...