МААМ-картинки

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников

миляуша галеева
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников

Задачи:

• Вызвать у педагогов интерес к экологическому воспитанию элементами ТРИЗ педагогики.

• Нацелить педагогов на изменение подхода к экологическому образованию дошкольников.

Повысить уровень активности педагогов, развивать стремление к сотрудничеству.

Публикация «Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Для начала хочу определиться с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель:

• развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

Основные методы триз- педагогики в экологическом воспитании

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

2) игры:

- на познание и классификацию «Назови, одним словом»

- на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

- на самосознание «Что будет, если …»

- на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны :

• это различные виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре

• не сдерживать двигательную активность детей

• вовлекать детей в исследовательскую работ-проведение опытов

• Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Элементы ТРИЗ использую на занятиях, прогулках, экскурсиях, во время трудовой деятельности.

Одним из элементов в ТРИЗ педагогики является :

Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.

Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются … .?», «Что было бы, если… .», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …»

Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.

Метод морфологического анализа – с помощью таблиц познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам.) Системный оператор или «Волшебный экран», который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. Системный оператор "Откуда книга к нам пришла? ", «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части-целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?».

Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой.

Занятия с элементами ТРИЗ можно разделить на несколько основных категорий:

o «Занятия—путешествия» во времени и в пространстве, во время которых детям предстоит совершить «путешествия» мысли, воображения в страну настроения или, к примеру, незнакомый город. Эти упражнения обостряют внимание и наблюдательность.

o «Занятия-беседы», на которых нужно решить противоречие, сделать открытие и, в результате, что-то узнать. Одним из преимуществ этой формы упражнения является радость творческого открытия, которую испытывает ребенок.

o «Занятия—загадки», в процессе которых дети решают логические задачи, думают, догадываются, приводят доказательства, сравнивают и припоминают.

o «Занятия-эксперименты», на которых ребенок вместе с родителями познает тайны природы, выявляет свойства объектов и их связи.

1 раздел программы ТРИЗ- Мир вокруг –это наблюдения, экскурсии. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир, либо человеком (рукотворный мир) .

Полученные знания закрепляем играми «Собери овощи и фрукты», «Узнай по вкусу» «Из чего сделано» и. т. д

2 раздел. Живая природа – наблюдения за растениями, животными, птицами. Развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

Для систематизации, углубления знаний, воспитания наблюдательности, служит игра "Чем похожи и чем отличаются?" Такие игры увлекают детей, пробуждают в них фантазию, развивают словотворчество, учат размышлять и делать выводы, дают начало изобретательским умениям.

По мере знакомства с животными или растением, мы вместе с детьми находим соответствующее место в царстве животных или в царстве растений. Это также систематизирует знания детей, развивает умение классифицировать.

3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано

Провожу опыты по воде (свойства, состояние и. т. д, растворимые и нерастворимые, тонущие- не тонущие. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Так же закрепление провожу играми «Маленькие человечки» (превращаемся в камни, дерево, и. т. д, «Из чего сделано» и. т. д

4 раздел. Планета наш - дом, обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

Так же закрепление проводим с помощью игр «Что лишнее» ,«Назови одним словом»

Третий год я веду экологический кружок «Фантазеры»

Кружок «Фантазёры» - даёт возможность детям смело воплотить свои оригинальные идеи на бумаге или с помощью различных материалов, стать изобретателями экологических видов транспорта, необычных домов, фантастических животных и многого другого. Здесь все самые необычные идеи легко найдут своё воплощение. Мы фантазируем и изобретаем, используя для творчества не только бумагу, но разные бросовые материалы, проволоку, и даже фантики.

. В апреле 2014 года участвовали в открытом городском конкурсе детско-научно-фантастического рисунка «Золотой телескоп».

И в заключении хочу сказать, что использование элементов ТРИЗ в экологическом воспитании способствуют :

Воспитанию у детей качества творческой личности, способности понимать единство и противоречие окружающего мира;

• Развитию творческого воображения, фантазии у детей;

Повышению уровня психических процессов: воображения, памяти, внимания, мышления;

Воспитанию интереса к природе, желание познавать новое.

Понимать ребенка и чувствовать понимание с его стороны, быть другом, подняться до уровня детских мыслей, переживаний, логики, творить во всех сферах деятельности, вот что позволяют элементы ТРИЗ.

Публикации по теме:

Педагогический совет «Экологические знания — первое представление о мире» .

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 10 января 2015 в 15:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД