МААМ-картинки

Гиперактивные дети. Особенности работы

Вера Лесенкова
Гиперактивные дети. Особенности работы

В современном обществе явно обнаруживается одна общая тенденция – всё больше людей страдают различными отклонениями в психическом развитии. Трудно точно объяснить, в чём причина этого, возможно - те изменения, которые произошли в человеческом обществе за последние десятилетия. Эти изменения, прежде всего, связаны с изменением экологии, питания, искажением традиционных коммуникации между людьми, в том числе – внутри семьи. Есть много мнений о причинах «эпидемии гиперактивности», как, собственно, есть и мнение, что это выдуманная, «модная» болезнь. Отметим один факт – никто не знает причину как самой гиперактивности, так и увеличения количества людей, страдающих этим синдромом. И постараемся больше порассуждать на тему «Что делать?»

Публикация «Гиперактивные дети, Особенности работы» размещена в разделах

То, что такое явление, как гиперактивность существует, это факт, который подтверждается, прежде всего, практикующими психологами и педагогами и, в первую очередь – в дошкольных учреждениях. Любой, кто работает с детьми последние 15-20 лет, может совершенно чётко сказать, что в настоящее время в дошкольных учреждениях сначала появилось, а затем существенно выросло количество детей, которые могут считаться гиперактивными по сравнению, скажем, с периодом даже десятилетней давности. По разным оценкам, доля гиперактивных детей колеблется от 3% до 7% в разных странах, в разных социальных средах. Некоторые гиперактивные эксперты считают, что доля гиперактивных детей достигает 90%.

Попробуем коротко сформулировать основные признаки гиперактивности. Если совсем просто, то гиперактивность – это повышенная двигательная активность и повышенная эмоциональная возбудимость. Отметим признаки, которые следует учитывать в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении. Прежде всего, это – невнимательность. Гиперактивность - это краткое название синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (или СДВГ). Ребенку с СДВГ сложно удерживать внимание на деталях, в связи с чем, ему сложно выполнять любые задания. Такому ребенку сложно даже слушать речь, обращенную к нему. Соответственно, ребенок почти никогда не доводит выполняемую работу до конца, игнорирует установленные правила, проявляют забывчивость.

Признаками повышенной гиперактивности могут быть : повышенная разговорчивость, спонтанные движения рук и ног, особенно кистей и стоп, неусидчивость, двигательная активность без определенной цели. На занятиях ребенок с признаками гиперактивности часто не дослушивает вопрос или задание до конца и выкрикивает ответ (начинает выполнять задание, с трудом дожидаясь своей очереди. Во время игр он вмешивается в чужие игры, в чужие разговоры, что называется – пристает к окружающим.

Признаки гиперактивности проявляются с раннего возраста. Как правило, это повышенный мышечный тонус, нетерпимость к стягивающей одежде, рвота. В первый год жизни гиперактивные дети плохо спят, особенно ночью. Наиболее чётко признаки гиперактивности проявляются к возрасту 4-5 лет. Обычно, примерно в этом возрасте дети идут в детский сад. Не секрет, что детский сад подчинен определенным правилам, а для гиперактивного ребенка такие правила «не интересны». Очень часто поведение гиперактивного ребенка оценивается и детьми и взрослыми как невоспитанность, что вызывает вполне логичную негативную реакцию. Естественно, что получив негатив со стороны сверстников и педагогов, гиперактивный ребенок, точнее, его качества – вспыльчивость и заниженная самооценка получают дополнительный стимул.

Надо учитывать, что у гиперактивных детей отсутствует или существенно занижено чувство страха, что может привести к самым неожиданным действиям, на которые обычный ребенок не способен – прыгнуть с высоты, прыгнуть в воду, не умея плавать, выбежать на дорогу перед автомобилем. То есть нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более, что очень часто у детей снижен и болевой порог и они спокойно могут воспринимать удары и даже получать травмы.

Очевидно, что всё вышеперечисленное приводит к тому, что у педагогов, к которым попадает гиперактивный ребенок, появляются проблемы. Мягко говоря, этот ребенок становится генератором непрекращающегося беспокойства, на него жалуются и дети и взрослые. Конечно, заниматься одним только этим ребенком в группе из 20-25 человек педагог не в состоянии, да и не вправе, но объективность такова, что необходимо уметь работать с гиперактивным ребенком и находить на это время. Одним из вариантов снижения напряженности могут являться игры, предназначенные для гиперактивных детей. Занятия должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, агрессивности. Необходимо последовательно приучать к следованию инструкций педагога, к концентрации и внимательности.

Особое внимание следует уделить времени тихого часа. Как правило, мало того, что гиперактивные дети не могут уснуть сами, они активно мешают уснуть и другим детям. Нужно уделить внимание такому ребенку, посидеть рядом с ним, погладить, поговорить ласково и спокойно. Чаще всего уровень возбуждения снижается, мало того, если ребенок поспит, отдохнет, то и остаток дня признаки и последствия гиперактивности будут существенно ниже. Как считает один из иностранных специалистов, гиперактивность – это недостаток тактильной ласки у ребенка. В качестве единственной причины спорно, но доля истины в этом есть.

Одного внимания педагога недостаточно, как, впрочем, и в любом другом случае, когда ребенок требует повышенного внимания. Очень часто проблема в том, что саму эту гиперактивность как проблему не воспринимают родители. А если работать вместе, понимая, что и зачем нужно делать, то и степень проблемы не только снизится, а и вообще может исчезнуть. Если воспитатель связан некими рамками по отношению к ребенку, то родители могут себе позволить и кричать и даже физически наказывать ребенка даже не за проступки, а за то, что «вывел из себя». Как советуют специалисты, от физических наказаний следует вообще отказаться, как, собственно, и от системы запретов, которую гиперактивный ребенок просто не заметит. Упор надо сделать на похвалу и одобрение. Это сложновато в повседневной семейной жизни, но ради ребенка стоит сделать над собой усилие. Разговаривать с ребенком надо как можно ровнее и спокойнее, без эмоциональных всплесков. Надо стараться объяснять, почему те или иные поступки вредны или опасны. Очень хорошо работает метод переключения внимания, но здесь, конечно, родителям надо проявить изобретательность и фантазию. Хорошо, если получится говорить с ребенком с чувством юмора. Это никому и никогда не повредит, а в случае с нашими подопечными только поможет.

Как мы уже отмечали, именно для родителей важен физический контакт с ребенком – обнять, погладить, успокоить. Крики и оскорбления не только не помогут ни отношениям ребенка и родителей, но и самому ребенку однозначно навредят. В семье любой, а с гиперактивным ребенком – особенно, следует оградить максимально от внутрисемейных конфликтов. Если есть детская комната, то в ней стоит избегать ярких цветов и композиций, излишних предметов, которые могут ребенка отвлекать. Минимализм и спокойные тона. Опять же для любого ребенка важен режим дня, а для гиперактивного – тем более, так же как и выполнение несложных домашних обязанностей. Можно что-то специально придумать для ребенка, за что его потом однозначно похвалить, даже если работа выполнена «не очень». Психологи рекомендуют придумать систему поощрений за выполнение заданий или правил. Конечно, это очень индивидуально, но и здесь придется проявить немного фантазии.

Следует учитывать, что гиперактивный ребенок с трудом переносит большие скопления людей, поэтому прогулки в выходные дни нужно планировать. Конечно, если есть возможность, то лучше погулять на природе. Очень хорошо влияет на ребенка метод легкого пресечения нарастающей чрезмерной активности или агрессивности. Если родитель замечает их в процессе игры или общения, то рекомендуется мягко отвлечь ребенка, обнять, погладить, обратить внимание на детали окружающей обстановки, других детей, взрослых, которые ведут себя спокойно.

Одним из методов снижения гиперактивности является изменение режима питания. Питание детей с СДВГ должно состоять преимущественно из овощей и салатов. Специалисты рекомендуют включать в систему лечения физические упражнения. Физическая активность способствует снижению напряжения, улучшению координации. В результате нормализуется сон, укрепляется организм. Ребенок становится спокойнее и увереннее. Но в случае с физкультурой следует соблюдать некоторые правила. Прежде всего, набор упражнений и методику их выполнения, корректировку а так же интенсивность должен рекомендовать специалист по лечебной физкультуре. Нельзя участвовать в командных играх, где очень высок эмоциональный накал. Если ребенка получится заинтересовать, то ЛФК надо сочетать с плаванием или другими видами спорта.

Публикации по теме:

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада Дети, оставшиеся без попечения родителей Особенности развития в дошкольном возрасте Проблемы детского сада Каждому человеку, не зависимо.

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Дети с расстройством аутистического спектра: основные общие особенности развития Дети с расстройством аутистического спектра Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия.

Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями. Результативность работы за год Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Формирование семейных ценностей в семье.

Конспект и протокол родительского собрания «Трехлетние дети. Особенности психофизического развития детей 3–4 года жизни» ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ № 1 от 28 сентября 2018 года Тема: «Трехлетние дети. Особенности психо-физического развития детей 3-4 года.

Консультация для родителей «Трудные дети — особенности их развития и воспитания» В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей".

Консультация «Гиперактивные дети» Цель: познакомить педагогов с особенностями проявления гиперактивности у детей. Гиперактивных детей иначе еще называют: непоседы, шустрики,.

Консультация родителей «Гиперактивные дети» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Опыт работы «Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ» Доклад на районное МО дошкольных работников Подготовила инструктор по ФК Меренцова Н. А. Особенности проведения физкультурно-оздоровительной.

Презентация «Гиперактивные дети и музыка» Музыка, как одна из наиболее распространённых и доступных форм искусства оказывает воздействие на гиперактивных детей. Она является ещё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гиперактивные дети. Особенности работы
Опубликовано: 24 августа 2019 в 17:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД