«Город звуков». Конспект открытого занятия в средней группе

Татьяна Бут
«Город звуков». Конспект открытого занятия в средней группе

Программные задачи:

1. учить детей доказывать, что окружающий мир познаваем, и явления природы могут быть научно объяснены;

2. научить детей делать простейшие выводы, результаты, объясняя через исследования;

3. закрепить понятие «органы чувств», значение их в роли человека;

4. применять в работе знакомые методы исследования (опыты, обращение к книгам энциклопедического характера и т. д.);

5. развивать любознательность и речь.

Ребята скажите, сколько органов чувств у человека? (5)

Игра «Органы чувств» (карточки):

1. Орган вкуса (язык) – Какую роль играет в жизни человека?

2. Орган зрения (глаз) – Для чего нужен?

3. Орган обоняния (нос) – Как помогает человеку?

4. Орган осязания (кожа).

А сейчас, пожалуйста, нарисуйте тот орган, про который я ничего не сказала (рисуют). Что нарисовали? (ухо) Как он называется? (орган слуха) Нужен ли он человеку? Для чего? (ответы детей) Ухо слышит звуки. А что такое звук? Как он возникает? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нам надо отправиться в город Звуков.

Давайте вспомним, для того чтобы что-либо узнать что мы можем сделать? (подумать, спросить у другого человека, обратиться к энциклопедии, провести эксперимент). Выставляю карточки методы по методике «Исследовательское обучение» В. Савенкова.

Что с собой можно взять?

Игра «Что возьмем с собой» (картинки: кровать, палатка, спички, вода, бинокль, веревка, магнит, рюкзак, продукты) – дети отбирают и показывают.

Дорога дальняя. Тогда в путь! Играет звукозапись «Вместе весело шагать по просторам».

– Ребята, что-то вдали виднеется, но как рассмотреть? (дети предлагают бинокль)

Бинокль – оптический прибор. Виден город, кажется это город Звуков. Ну, вот мы и на месте. Войти мы туда не можем, ворота закрыты. Надпись: «Кто достанет ключ из глубокого и узкого ущелья, тот попадет в город!» Как достать? (проблемная ситуация – дети делают выбор, вспоминают свойства магнита) Можно? Почему? (провести опыт)

Опыт – бутылка с узким горлышком, в ней ключ. Привязывают магнит и опускают.

Мы в городе звуков. Вы что-нибудь слышите. Нет – тишина. Никаких звуков. Но что это? (линейки) Для чего нужны они? (чертят, измеряют, используют вместо палочек) Это хорошо, что вы перечислили, но мы в городе звуков, а значит, от линейки должны идти звуки. Как это сделать? (подвести детей к опыту с линейкой).

Опыт – Давайте положим линейку на стол, правильно придержав, чтобы не стучала и, отпустив, чтобы получились колебания линейки (звонче, звонче, глуше, тише). Что вы услышали? (звук от линейки) Как же получился звук от линейки? (она задрожала)

Находим проволоку. Возьмите проволоку в руки и натяните ее, то сильнее, то слабее, а один ребенок дергает. Дети слышат звуки. Как же получился звук от проволоки? (она задрожала)

Вывод: значит, звук появляется от дрожащих предметов.

Опыт с рукой – Потрясти рукой. Почему нет звука? (дети наговаривают) Обратимся к энциклопедии: «Наше ухо слышит только в том случае, если колебаний больше 20 тысяч в секунду. Причем, чем больше колебаний, тем звуки выше». Но как же звук доходит до нашего уха?

Опыт – Приложить руку на горло. А теперь потяните звук! Что вы почувствовали? (горлышко дрожит)

Вывод: когда воздух вибрирует, то есть быстро колеблется, то раздается звук. Когда мы говорим, то вибрируют наши голосовые связки в задней части гортани. Колебания передаются воздуху, и он тоже вибрирует. Эти невидимые колебания, которые называют звуковыми волнами, распространяются по воздуху, словно круги от брошенного в пруд камня.

Опыт – С водой и камнем. Бросить камень и посмотреть, как круги расходятся по воде. Смотрите от брошенного камня круги пошли по воде. Так же и от звуков – колебания передаются по воздуху, и звуковая волна доносит до нас звуки и слова.

А теперь давайте отдохнем!

Игра «Что звучит за ширмой?» (Дети отгадывают. Последней в игре использовать расческу (дернуть за зубчик). Что это звучит? Какой звук? (тихий или громкий). Да звуки бывают тихими и громкими (показать расческу). Зубчик маленький и когда он дрожит, он мало воздуха колышет, меньше звуковых волн от него идет и звук получается тихим. А сейчас сложите руки около уха «рупором». Прислушайтесь (снова дергаю за зубчик). Лучше было слышно? Почему? (дети отвечают).

Посмотрите, что это? (рупор) Для чего? Где люди используют рупор? Когда расческу приставили к рупору и дернули за зубчик, рупор тоже задрожал, но он большой и воздуха колышет много, вот звук и получается громче. (Картинка пчелы и комара) У кого звук выше, ниже?

Подставьте рупор к уху. Почему лучше слышно? Давайте попробуем узнать!

Опыт – Вода и рупор. Имитировать дождик из лейки. Захотелось пить. Подставить стаканчик, плохо набирается. Давайте попробуем в стаканчик поставить рупор, и набрать с его помощью. Почему с помощью рупора воды набрали больше? (ответы детей)

Вывод: у рупора один конец широкий, воды попадает много. Так и со звуками. Звуков в широкий конец попадает много, и все они собираются в ухе, как в воронке.

Скажите, у какого животного уши похожи на рупор, такие же длинные и широкие? (заяц) Вот почему заяц так хорошо слышит.

Игра с рупором «Зайцы».

Опыт – Поставить рупоры в уши. Произнести звуки. Как слышно? Почему? Без рупора – слышно хуже!

Вот мы и побывали в городе Звуков. Пора нам возвращаться (звучит запись «Вместе весело шагать»). Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходит он до нашего уха? А еще я хочу сказать, что звуковые волны передаются только по воздуху. Если воздуха нет, то мы ничего не услышим. На луне воздуха нет. Как вы думаете, есть там звуки? Нет! Молодцы! Нарисуйте тот опыт, который вам понравился.

Если остается время, можно рассказать про эхо, как оно возникает.

Опыт «Брось мяч о стену». Что происходит с мячом? Почему? (преграда и мяч отскакивает). Так и звуковые волны отскакивают от гор, стен и несут звуки или слова обратно.

Игра с мячом «Эхо»(водящий бросает мяч и говорит любое слово, поймавший отдает мяч обратно, повторяя это слово)

Публикации по теме:

Лексические темы. Старшая группа месяц Нед. Лексическая тема IX 1 Вот и лето прошло 2 Детский сад. Игрушки. 3 овощи 4 Фрукты. Ягоды. X 1 Осень. Явления живой и неживой природы.

Презентация «Зимующие птицы» - анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, - знать пять-семь видов зимующих.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Город звуков». Конспект открытого занятия в средней группе
Опубликовано: 17 октября 2013 в 11:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...