Готовность ребенка к обучению в школе. Работа педагога-психолога с дошкольниками подготовительных к школе групп.

Надежда Янкина
Готовность ребенка к обучению в школе. Работа педагога-психолога с дошкольниками подготовительных к школе групп.

Готовность ребенка к обучению в школе

Н. В. Янкина, педагог – психолог

МДОУ детский сад «Радуга»

Москаленский муниципальный район

Омская область

Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе –

значит, быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как ребенок подготовлен к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.

Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.

Еще в 1950 – х годах Л. И. Божович отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец (1986, считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико – синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной (1993, где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л. А. Венгер и А. Л. Венгер (1994, Д. Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно – образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе», комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.

Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса. Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети «малы» психологически, то есть не готовы к школьному обучению, новым условиям жизнедеятельности, системе требований, которые школа предъявляет к ученику.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальной является организация педагогом – психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно – значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.

На сегодняшний день возникла необходимость выстраивания системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позвилит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал. Именно с этим и связано введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Именно с этой целью была написана развивающая программа «Путешествия с профессором Всезнайкиным». Данная программа направлена не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и служит для общего развития ребенка. Особое внимание уделяется формированию мотивации учения, развитию мелкой моторики руки и коммуникативных навыков.

Цель данной программы – оказание помощи дошкольникам подготовительных к школе групп в развитии школьно – значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности.

Задачи, решаемые в ходе реализации программы:

Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

Развивать мелкую моторику рук.

Оказать помощь дошкольникам в развитии умения регулировать свое поведение, произвольно управлять им.

Оказать помощь в приобретении дошкольниками навыков межличностного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оказать учащимся помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода.

Занятия проходят один раз в неделю, всего 25 занятий.

Развивающие занятия с детьми построены как игра – путешествие.

Каждое занятие мы начинаем с игры «Мое настроение», которое направленно на создание благоприятной и комфортной обстановки в группе.

Все наши занятия проходят в сопровождении Профессора Всезнайкина, который часто попадает в затруднительные ситуации. Дети с удовольствием помогают профессору и всегда находят выход из этих ситуаций. Например, перед Новым годом профессор получил от своих бывших учеников в подарок заколдованный сундук, состоящий из треугольников и четырехугольников. Дети помогли профессору расколдовать сундук с помощью двух цветных карандашей синего и зеленого цвета. В итоге профессор получил к Новому году зеленую красавицу елочку. Дети нарядили елочку игрушками, которые нарисовали сами по клеточкам.

На занятиях используем много упражнений и игр, направленных на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, например: «Четвертый лишний», «Что спрятано?», «Узнай по контуру», «Составь картинку», «Дорисуй», «Повтори» и другие; на развитие мелкой моторики рук, например: «Дорисуй фигуру», «Продолжи узор», «Повтори рисунок», «Сделай копию», «Узнай кто это?» «Замок» и другие.

Вместе с детьми учимся ориентироваться в пространстве, рисовать и срисовывать по клеткам или образцу, из геометрических фигур составлять различные предметы, дорисовывать геометрические фигуры до какого – то предмета.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает взаимоотношения между людьми. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в игре. Решающее значение имеют игры по правилам. Именно в них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся для него внутренними, непринудительными. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственный результат. В процессе игры дети учатся помогать и сопереживать друг другу, приобретают положительный опыт межличностного общения со сверстниками и взрослыми, учатся способам невербального взаимодействия. Это такие игры как: «Подари подарок», «Угадай, кто это?», «Узнай животное», «Какой я сегодня?», «Царевна - Несмеяна» и т. д.

Во время занятий с детьми используем различные дидактические и подвижные игры, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы. Например, детям очень нравятся игры: «Зеваки» (М. Чистякова, «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай» (О. и О. Хухлаевы, «Улитка» (Н. Кряжева, «Сиамские близнецы» (Н. Кряжева) и другие.

В конце занятия также проводим игру «Мое настроение» и обсуждение занятия с детьми. Каждый ребенок высказывается, что было трудно выполнять, что легко, чему научились, что больше всего понравилось.

Каждое занятие заканчиваем ритуалом прощания, выполняя упражнение «Электрический ток».

В ходе реализации данной программы дети постепенно приучаются оценивать себя, свою работу, научились подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил. Дети научились рисовать и срисовывать по клеткам или образцу в тетрадях, ориентироваться в пространстве; умеют геометрические фигуры дорисовывать и комбинировать до различных предметов.

Работа с дошкольниками подготовительных к школе групп по данной программе ведется несколько лет. Программа дает положительную динамику в развитии детей, что подтверждается результатами проводимых исследований уровня развития познавательной сферы, мелкой моторики рук, произвольной сферы, школьной зрелости дошкольников.

Публикации по теме:

Готовимся к школе: чему учить? Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует. На предварительном этапе должны учитываться особенности развития именно вашего ребенка.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Готовность ребенка к обучению в школе. Работа педагога-психолога с дошкольниками подготовительных к школе групп.
Опубликовано: 17 марта 2013 в 12:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...