Лучший педагог года

Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея) (2 фото)

Громова Маргарита
Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея)

М. М. Комиссарова

МАДОУ «Родничок»

г. Хабаровск

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в cилу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до cамопожертвования, cлужении Родине.

Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников, Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея)» размещена в разделах

Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея)

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств [6].

Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста [2, с. 237].

По мнению Козловой С. А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3].

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [1].

Фото №1 Комиссарова МАДОУ Родничок г

Однако воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет настолько насыщенную разноплановую программу, что охватить все аспекты порой затруднительно. Это дает основания размышлять о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей эффективнее реализовывать как самостоятельный блок через систему дополнительного образования в ДОО.

Новое время требует от системы воспитательно-просветительской работы с дошкольниками нового содержания, форм и методов патриотического воспитания. Рассмотрим примерный перечень способов организации работы данного направления.

1. Отмечается актуальность, новизна и необходимость в проектной и исследовательской деятельности патриотического воспитания детей. Только через активное вовлечение в такого рода деятельность и сознательное участие в ней всех участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель) можно достигнуть успехов в этом направлении[4].

2. Музейная педагогика :

малый музей / уголок Боевой Славы, историко-патриотический музей/ уголок.

Актуальность данной формы работы заключается в том, что все дальше уходят от нас события, связанные с Великой Отечественной войной [7].

Это в свою очередь ведет к тому, что дошкольники имеют все более скудные представления о том, какой ценой досталась победа нашим воинам, благодаря которым мы сейчас живем под мирным небом. Очень важно, чтобы дети осознали важность и трагедию долги лет Вов, получили эмоциональный отклик в сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех лет. Для успешного решения всех вышеперечисленных задач имеет место организация в группе «Музейного уголка», «Мини-музея Боевой Славы» и т. п. Данный проект необходимо осуществлять совместно с родителями и их семьями. Особенно это актуально для сбора ценной информации о Героях, которые жили в семье дошкольника (фотографии, письма, записки, копии важных документов, сведения о боевых орденах и заслугах, интересные личные вещи и др.). Из полученных материалов становится возможным организация тематических выставок, альбомов, стендов и многое другое.

3. Кружковая работа спортивно-патриотической направленности

Спортивно-патриотическое воспитание представляет собой организацию и реализацию многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной деятельности по формированию физически и духовно развитой личности, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма [1].

Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей формирующейся личности дошкольника, развитие высокой работоспособности, совершенствование физических навыков, поддержание здоровья детского организма в целом.

Основные потребности и мотивы занятий спортивной и патриотической деятельностью в большей мере связаны с доминирующей установкой на воспитательно-познавательную деятельность, на формирование социальных мотивов, обусловленных потребностью ребенка занять новое положение среди сверстников. Высоким мотивом деятельности является игровой, и это совпадает с ведущим видом деятельности [1].

Формы работы в подобном кружке могут быть следующие:

- ведение общеоздоровительной работы по физическому воспитанию;

- проведение спортивных праздников, «веселых стартов»;

- проведение детских военно-спортивных игр «Зарничка», «Орленок»;

- организация закаливающих и оздоровительных мероприятий в разные сезонные периоды;

- постепенная подготовка и формирование интереса к сдачам норм ГТО (старший дошкольный возраст).

Спортивно-патриотическая работа позволяет не только развить и улучшить общефизические показатели развития дошкольника, но и значительным образом воспитать в нем такие важнейшие морально-нравственные качества личности как помощь, взаимовыручка, дружелюбность, ответственность, целеустремленность, активность, командный дух, любовь к своей семье, к малой Родине и своей стране в целом.

Необходим учет и таких компонентов, которые относятся к духовной сфере личности: содержание мыслей и чувств, иерархия ценностных ориентации, что, в конечном счете, определяет социальную активность ребенка как гражданина.

Подводя итог нашей статьи важно отметить, в современных условиях патриотическое воспитание дошкольников, школьников и молодежи в целом имеет колоссальное значение в формировании гармонично развивающегося, физически и психологически здорового, образованного и гуманного поколения, готовое по необходимости встать на защиту своей Родины. В рамках дошкольного образования патриотическое воспитание также является востребованным и актуальным для современного общества. Для повышения эффективности следует вывести данное направление в систему дополнительного образования в ДОО, что позволит более тщательно и глубоко развивать и воспитывать маленьких подрастающих защитников.

Литература

1. Бойко Роман Викторович «Содержание и организация спортивно-патриотического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» 2007-2016 Электронная библиотека диссертаций dslib.net

2. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. - М. : АРКТИ, 2005. - 319 с.

3. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Творческий Центр Сфера, 2009. - 208 с.

4. Лабецкая Г. Ю. Проектная и исследовательская деятельность как средство воспитания патриотизма у обучающихся МАОУ ДО Центра детского творчества», - 2014г.

5. Оверчук Т. И. Воспитательная система "Маленькие россияне" / Под общей редакцией Оверчук Т. И. - М. : "Мозаика-Синтез", 2007. - 580 с.

6. Татаринкова Л. Ю. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 118-121

7. Шанина И. В. Проект «Мини-музей военной Славы» https://www.maam.ru/detskijsad/istoricheskiimini-muzei-voenoi-slavy.html

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание через народное творчество Кирилловой Г. Т. воспитателя Высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №93» г. Владимир 2017г. Актуальность темы Воспитание гражданина.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию мини-музея в группе Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения.

«Нравственно-патриотическое воспитание». Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание» Рекомендации для родителей. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В последнее время появился термин.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание в средней группе» У каждого листочка, у каждого ручья Есть главное на свете – есть Родина своя! Для ивушки плакучей нет реченьки милей, Для беленькой берёзки.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников Авторы: Антипова Юлия Сергеевна, Девяткина Светлана Анатольевна Патриотическое.

Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Франковская Зоя Александровна 1. Введение. Актуальность проблемы.

Патриотическое воспитание старших дошкольников через социальное партнерство с историко-краеведческим музеем в г. Ессентуки Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет.

Педагогический опыт «Гражданско-патриотическое воспитание детей третьего года жизни» Во второй группе раннего возраста «Алёнушка» с началом учебного года началась вестись работа с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.

Привлечение родителей к участию в проектах, направленных на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников Уважаемые коллеги, тема моего выступления звучит так: Привлечение родителей к участию в проектах, направленных на нравственно-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея)
Опубликовано: 14 января 2018 в 08:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД