Характеристика компонентов предметно-развивающей среды в групповой ячейке

Наталья Ложкина
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды в групповой ячейке

«Характеристика

компонентов предметно-развивающей среды в групповой ячейке»

автор: Ложкина Н. В., воспитатель МДОБУ кв дс № 20 г. Лабинска

В своей работе я основываюсь на деятельностно-возрастной системный подход и опираюсь на своевременные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функции и принципов построения. Я работаю с основными функциями и принципами, поскольку, на мой взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды.

Организующая функция имеет в своей основе цель – предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Воспитывающая функция среды должна быть тщательно сориентирована на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.

Развивающая функция в моей работе наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили или начинают создавать багаж для следующей ступени развития.

Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные, основные функции, в моей работе с детьми, при ее проектировании и создании я ориентируюсь на следующие принципы:принцип целесообразности и рациональности,принцип доступности и открытости, принцип проектирования и построения окружающего мира.

Предметно-развивающая среда группы состоит:

Двигательная среда – основа физического развития детей. Задача этой среды - развитие физических способностей, формирование двигательных навыков. Среда побуждает двигательную активность, дает детям осуществлять разнообразные движения и испытывать радость от них. Создавая в группе специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только то оборудование и пособия, которые дети могут использовать.

Игровая развивающая среда: задачи этой среды воспитывать и развивать желание ребенка играть, умение создавать игровую среду, умелое руководство игрой со стороны воспитателя. Игровую среду в моем педагогическом процессе представляют четыре компонента:

игрушки,

игровые атрибуты,

предметы – заместители,

игровое оборудование.

Создавая условия для формирования игровой развивающей среды, необходимо помнить, что на каждом возрастном этапе показатели развития игровой деятельности детей разные, поскольку игра должна продвигаться в своем развитии. Отсюда вывод – такое требование, как соответствие возрасту, в создании игровой среды является ведущим.

Познавательная предметно – развивающая среда. Задачи: расширять кругозор детей, уточнять и конкретизировать вновь формируемые и накопленные знания, вызывать и активизировать интерес к познанию мира. В дошкольном возрасте дети накапливают огромные сведения об окружающем их мире, которые являются серьезной базой для дальнейшего развития их познавательных возможностей, поэтому я создала для детей предметно – развивающую среду в группе. На столах и в открытых шкафах размещен дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры; дидактические игры с предметами.

Так же были разработаны:

- игры на умение выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, величину, форму,

- игры помогающие определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу, запаху, не глядя на них,

- игры с куклой - основное дидактическое правило этих игр – закрепление последовательности бытовых процессов, которые дети сами совершают в жизни, уточнение предметов быта,

- игры на группировку и классификацию по одному, двум существенным признакам.

Познавательно – экологическая среда в «уголке природы». Задачи: формирование у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности.

В уголке природы размещены растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья, растения с крупными листьями (фикус, аспидстра) и красиво, обильно и долгоцветущие растения (герань, камелия, бальзамин, бегония вечноцветущая). Заинтересовываю детей и растениями с пестроокрашенными листьями (саукуба, колеус). Так же в уголке природы находятся:

- «календарь природы»,

- подборки иллюстраций,

- подборка исторических, познавательных, развлекательных сведений о растениях,животных, насекомых, птицах.

- разнообразный природный и бросовый материал.

Таким образом в познавательных играх я воспитываю в детях интеллектуальное развитие, развитие их психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а так же способствую развитию важных качеств личности – самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.

Предметно развивающая среда по развитию речи. Задачи: показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать свои мысли и чувства, помочь почувствовать»вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества и начинается с организации предметного окружения: в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том куда их «поселить», в середине учебного года дети вместе со мной решают сделать перестановку в группе, и это решение появляется в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения. В группе создан литературный уголок, в него входят:

-различные журналы и детские книги, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникативных навыков,

- коллекции, что так же является хорошим стимулом к общению,

Центр художественно – речевой деятельности: различные виды театров: теневой, фланелеграф, пальчиковые, а так же альбомы загадок, рассказов, стихов, сказок, иллюстраций к сказкам.

Правильно подобранная среда по развитию речи способствует развитию, закреплению, совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми ребенок овладевает, играя и действуя самостоятельно. Для формирования связной речи предлагаю детям:

- наборы предметных картин,

- наборы сюжетных картин,

- серии сюжетных картин,

- изображения сюжетные и предметные, вырезание по контуру для работы на фланелеграфе,

- атрибуты, необходимые для игр-драматизаций: маски, шапочки, костюмы,

- различные виды театров: теневой, пальчиковый, плоскостной, кукольный.

Так же в работе по звуковой культуре речи, я использую:

- игры для развития речевого дыхания,

- игры «Подбери пару», «Что лишнее?», «Цепочка слов», «Лото».

- предметные картинки на все группы звуков,

- наборы парных картинок, домино.

Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений ребенок может не найти подходящих слов и выражает их более доступными способами: через продуктивные виды деятельности.

Поэтому я создала в группе предметно – развивающую среду для художественного творчества детей. Задачи: развивать у детей творческую инициативу, их воображение, активность реакции – во время выбора, планирования и организации своей деятельности, проявляя самостоятельность, эстетические суждения, свободное самовыражение.

Для полноценной деятельности детей я создала предметно – развивающую среду, в нее вошли:

- мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки,

- бросовый материал (пуговицы, камушки, крупы, проволока, ленточки, нитки,

- шаблоны, трафареты на различные темы,

- раскраски, альбомы, бумага,

- различные изображения, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги,

- печатки, грубые щетинистые кисти, зубные щетки, губки разных размеров, карандаши цветные, кисти, фломастеры,

- пластилин, дощечки, силуэты предметов из теста,

- цветная бумага, картон, клей, ножницы,

- дидактические игры.

Смысл детского творчества – самовыражение. В своем творчестве дети стремятся передать «весь мир», «всю природу», «все деревья», они постоянно изобретают и фантазируют.

Дидактические возможности предметно – развивающей среды в музыкальном воспитании детей создают благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Задача: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, развивать музыкальный слух, музыкальные способности.

Детей привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, мир музыкальных инструментов, мир звуков. Поэтому я создала для них музыкальный уголок, в который вошли:

- музыкальные инструменты,

- маски,

- атрибуты,

- ширмы разных размеров, коробки с предметами, куски ткани, платки, бабушкины платья, туфли, шляпки, элементы костюмов,

- иллюстрации по слушанию, пению,

- фланелеграф, мягкие игрушки,

- куклы среднего размера,

- разноцветные флажки, платочки, ленты, искусственные цветы, надувные мячи,

- разные виды театров (настольный, кукольный, пальчиковый,

- портреты композиторов,

- дидактические игры,

- диски и кассеты с записями песен, музыки, сказок,

- музыкальные инструменты из бросового и природного материала: трещотки из фломастеров, маракасы из банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, песком, бубен из пробок, пуговиц, орешки-колокольчики, шуршалки, шумелки.

Таким образом в музыкальной среде я обеспечиваю развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, углубляю восприятие музыки, обеспечиваю эстетическое развитие, способствую развитию умственных способностей, воспитываю интерес к музыкальному искусству.

Предметно – развивающая среда – это содержательная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, и моя цель – чтобы она имела самый различный неповторимый дизайн, соответствующий психолого-педагогическим и эстетическим требованиям; была комфортной, универсальной, давала возможность решать воспитательно-образовательные задачи, способствовала развитию интеллектуально-познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды в групповой ячейке
Опубликовано: 6 января 2014 в 15:51
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...