Папки-передвижки

Иcпользование логических заданий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Александровна Учуватова
Иcпользование логических заданий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

С каждым годом математика находит все более широкое и разнообразное применение в областях человеческой деятельности. Как указывает академик А. Н. Колмогоров "принципиально область математики не ограничена" [2, с. 33].

При рассмотрении понятия "математические способности", нами было установлено, что оно является многогранным, сложным и комплексным. То есть данное понятие включает в себя множество взаимосвязанных представлений: о форме, пространстве, величине времени и т. д. Помимо этого в математические способности включены и различные научные и житейские понятия, которые необходимы для формирования ребенка.

Публикация «Иcпользование логических заданий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Как известно довольно части дети в начальной школе испытывают различного рода трудности в области изучения математики. Одной из причин можно назвать потерю интереса к математике как к предмету.

Отсюда следует, что одной из наиболее важных задач педагогов и родителей является развить у ребенка с малых лет любовь и уважение к математике. Приобщение к математике необходимо осуществлять не навязчиво, учитывая что основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, именно в игровой форме и нужно прививать любовь к математике. В различных играх с математическим уклоном ребенок приобщается к математике, у него появляется к ней как к науке уважение и интерес. Все это способствует тому, что при поступлении в школу, ребенок не просто имеет представление о математике как о науке, а оперирует основными математическими определениями, ему легче усваивать программу, нет того страха, который проявляют большинство детей младшего дошкольного возраста перед уроками математики.

Математическая способность - это довольно сложное структурированное психическое образование, представляющее собой своеобразный синтез определенных параметров, которые охватывают все стороны математической деятельности.

Математические способности являются прижизненными, то есть приобретенными в процессе жизни, полученные во время обучения, они не являются врожденными. Все это говорит о том, что математические способности необходимо развивать.

Крутецкий В. А. различает девять способностей (компонентов математических способностей)[2, с. 118-119] :

Способность к формализации математического материала. Эта способность выражается в умении отделять форму от содержания, абстрагированию от определенных количественных взаимоотношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами взаимоотношений и взаимосвязей.

Способность обобщать материалы в единое целое по определенным признакам, уметь вычленять основное, абстрагироваться от несущественного, видеть общее в разных предметах и материалах.

Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.

Способность верно и логично рассуждать, выстраивать ход своих мыслей структурировано, полученные в ходе рассуждения выводы аргументировать, подтверждать, правильно подводить итоги и выводы.

Способность в процессе размышления так выстроить процесс, чтобы в итоге он был строго по конкретному предмету, без лишних операций и потерь времени в работе.

Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход идеи).

Гибкость мышления. Выражается в том, что ребенок умеет в процессе рассуждения переходить от одной мысли к другой, при этом он быстро переключается и вникает в новый процесс легко. Рассуждает и размышляет не стандартно, без использования шаблонов и иных стандартных форм.

Математическая память. Можно допустить, что ее отличительные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, закономерные схемы.

Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием таковой ветви математики как геометрия.

Как уже было сказано выше, математические способности не даются каждому от рождения их необходимо развивать. Развитию математических способностей благоприятствует специально созданная среда и условия. Необходимо как можно раньше начинать занятия с ребенком, нельзя упускать сензитивный период развития ребенка, в котором он наиболее восприимчив к новому. Если данный период будет упущен, то в дальнейшем пробел будет сложно заполнить, и мы обрекаем ребенка на медленное развитие.

Основные формы организации, которые могут быть использованы в работе с детьми, при использовании логических упражнений и заданий :

Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. На занятиях используются логические задания, представленные выше. Занятия проводились с детьми групповые и индивидуальные.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры)

Вне занятий. Работа в кружке «Геометрическая мозаика», где также были использованы логические задания.

Занятия, с использованием логических блоков, способствуют не только изучению нового материла на занятиях, но и способствуют закреплению уже пройденного.

При знакомстве с геометрическими фигурами предлагаются такие занятия: «Путешествие в город геометрических фигур», «Путешествие по стране «Смекалочка», «Увлекательное путешествие по сказке «Маша и Медведь» с использованием игровых упражнений с блоками Дьенеша», «Сказочное путешествие с Иваном-Царевичем за тридевять земель», «Страна Математика» и др. [3]

Таким образом, активное внедрение логических упражнений и заданий обусловило математизацию разных видов деятельности. Это говорит о том, что математическое развитие детей не возможно в отсутствии включения в обучающий процесс логических задач. Они являются действенным средством становления и формирования математических способностей.

Литература:

1. Крутецкий В. А. Психология математических способностей дошкольников. М., 1968. - 475 с.

2. Математика - наука и профессия, Колмогоров А. Н., 1988. - 618 с.

3. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М, 2007. - 128 с. : ил.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании.

Дидактическая игра по развитию математических способностей детей дошкольного возраста. «Нетающие льдинки озера Айс»Дидактическая игра по развитию математических способностей детей дошкольного возраста. «Нетающие льдинки озера Айс» Дидактическая игра «Нетающие льдинки озера Айс» Это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс, которая относится к игровой.

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностьюРазвитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных.

Картотека логических задач для детей старшего дошкольного возраста 1. В коробках 1, 2, 3 лежат карандаши: синие, красные и зеленые. В первой и во второй коробке лежат не синие карандаши. Красные карандаши.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста" В дошкольном возрасте.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» на 2016–2017 учебный год Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность:.

Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема проекта: «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» Актуальность данной.

Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Работая в детском саду в разных возрастных группах я столкнулась с тем, что у детей сформированность элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Иcпользование логических заданий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 августа 2017 в 15:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД