Получи документы

Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста

Раиса Мельник
Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста

Статья

Тема: «Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста»

Всем известно, что в самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм, ведь это не просто интересное времяпровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Публикация «Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Важная задача учителя и воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.

Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает

лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании несет социальный характер. Какие же задачи решить необходимо?

- подготовка детей к жизни;

- способствовать адаптации ребенка к условиям социальной

жизни в дальнейшем;

- организация учебно-познавательной деятельности;

- создание и укрепление детского коллектива.

Игры можно классифицировать

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы – дети познают форму, цвет объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. В основном, учащиеся 1-2 классов любят игры с куклами и игрушками.

Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Младшие школьники часто играют в школу (они учат кукол, игрушек-зверей (лесная школа, также обучают друг друга). Обычно споров с распределением ролей практически не бывает. Бывают в группе несколько заводил, которым не перечат, а четко следуют их указаниям и это касается разных видов игр). Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности.

Дидактические игры требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.

Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Детям нравятся подвижные игры: «футбол», «прятки»; игры на внимание типа «замри». Особенно сейчас, когда они постоянно заняты: учебная деятельность, внеурочная, затем выполнение домашнего задания, то им просто иногда хочется покружиться, сделать колесо или просто поноситься.

Интеллектуальные игры – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», викторины; игры – конкурсы, настольные игры (шашки, домино, лото, пазлы).

Игры могут классифицироваться:

- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты);

- по месту проведения (на воздухе, в помещении);

- по скорости и времени проведения

(сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);

- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);

- по количеству участников (индивидуальные, командные);

- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);

- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные)

Необходимы несколько условий для эффективности игры:

Свободное и добровольное включение детей в игру.

Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.

Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.

Игры должны проходить под наблюдением взрослого.

Дети должны хорошо понимать смысл игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.

В игре дети должны руководствоваться приятыми в обществе нормами.

В игре не должно унижаться достоинство ее участников.

Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер ее участников.

При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:

- не дублировать деятельность первой половины дня

(если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);

- игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;

- играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;

- использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист)

Роль игры в воспитании личности

В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно также, как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

«Без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям».

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины; выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Квест-игра «В поисках сокровищ» для детей младшего школьного возрастаКвест-игра «В поисках сокровищ» для детей младшего школьного возраста Как бы мне бы на пути Клад какой-нибудь найти? И какой хочу я клад, Чтобы я был очень рад? В настоящее время популярным развлечением.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 23 октября 2021 в 16:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД