Лучший педагог года

Игра, как средство ознакомления с окружающей действительностью

Татьяна Щепина
Игра, как средство ознакомления с окружающей действительностью

Игра, как средство ознакомления с окружающей действительностью

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

на тему:

«Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников»

Дата проведения: _21 сентября___

Подготовил и провёл: Щепина Т. Г___

2017-2018 уч. г.

«Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".

Публикация «Игра, как средство ознакомления с окружающей действительностью» размещена в разделах

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, отобрать то, что необходимо в каком - либо возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения. Ведь игра для ребёнка - это любимый вид деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается. Общение взрослого и дошкольника должно строиться таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нём интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи и отношения.

Окружающий мир познаётся ребёнком, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами.

Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в нём. Для ребёнка, это, прежде всего предметы обихода и игрушки. Как хочется посмотреть, что же там внутри, как они устроены, умеют ли плавать, крепко ли привинчены друг к другу. На множество этих вопросов ребёнок ищет ответ самостоятельно. Цель взрослого - помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло. Помогут в этом игры.

Поставьте миску с водой, положите самые разнообразные предметы и игрушки, разрешите ребёнку самостоятельно, или с вашей помощью изучать их свойства (плавают они или тонут, намокают или нет, лёгкие или тяжёлые.).

Такой же подход должен быть и к предметам обихода. Предложить ребёнку играть с множеством вещей. Пусть режет ножницами разные тряпочки, рвёт бумагу, разбирает на части крупные бусы. Хорошо, если ребёнок расскажет вам, что он узнал про эти предметы, как можно с ними играть.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предложить такие игры - опыты, игры - эксперименты "Игры с соломинкой", "Музыка или шум", "Бумага, какая она?", "Что в коробке?".

Младшие дошкольники обычно бывают увлечены самим процессом игры, поэтому предлагаемые им игровые действия более просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать. Например, с помощью игры - опыта "Что в коробке?", дети знакомятся со значением света, его источниками (солнце, фонарик, свеча, лампа, усваивают, что свет не проходит через непрозрачные предметы. В этой игре взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке и как это можно обнаружить (открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Дети открывают прорезь и рассказывают о других источниках света: фонарике и лампе.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные экспериментальные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. Можно предложить такие игры, как "Волшебный материал", "Волшебные лучи", "Мы - фокусники". Так, в игре - эксперименте "Удивительное стекло", взрослый и ребёнок наливают в стеклянные стаканы окрашенную воду и выясняют, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем дети проводят пальцем по поверхности стекла, определяют её структуру (гладкая, ребристая) и ставят стаканы без воды на солнце, а через несколько минут определяют, как изменилась температура стекла. Выигрывает тот, кто быстрее назовёт выявленные свойства стекла. Далее взрослый берёт стеклянную трубочку диаметром 5 мм., помещает её средней частью в пламя спиртовки. После сильного накаливания сгибает её или растягивает: под воздействием высокой температуры стекло плавится. Далее дети выясняют: при падении с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие).

Предложив поиграть детям в фокусников, можно познакомить их со свойствами металлических и неметаллических предметов. Чтобы ребёнок сам пришёл к выводу, что металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические - нет. Предложите ребёнку достать железную скрепку и пластмассовую палочку из стеклянного кувшина, не замочив руки. Скрепку легко достать с помощью магнита, а палочку - нет.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить такие игры, как "Световой луч", "Родственники стекла", Мир бумаги", "Мир тканей". Так в игре "Мир тканей" дети рассматривают предлагаемые ткани, отличают наиболее явные различия их видов (цвет, структура поверхности). Исследуют свойства ткани: смять ткань и сравнивать степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек и сравнить, насколько легко работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить необходимое для этого усилие; опустить в ёмкость с водой и определить скорость впитывания влаги.

Взрослые вместе с детьми выясняют: общие признаки тканей, чем различаются ткани.

Также в игры можно включать алгоритмы. Алгоритмические игры направлены на формирование умения вычленять существующие признаки предмета, устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.

Развитию познавательной активности способствуют игры – турне, игры– путешествия.

"Определи время предмета", "Послание из прошлого", "Что было, что будет?", "Путешествие в прошлое стула", "На чём мы путешествуем", "Чудесные превращения волшебной палочки". Все эти игры проводятся под общим девизом – путешествие в прошлое предмета. Вместе с детьми можно отправиться в прошлое молотка, карандаша, самолёта, посуды, одежды и т. д. Выбор тем зависит от окружения детей, их возраста.

Так, игра "Послание из прошлого" направлена на развитие умений называть предметы, относящиеся к прошлому или настоящему, а также умение "читать" символы. Приведем примерный ход игры.

Взрослый приводит детей в музей истории предметов и сообщает: пришли письма, но никто не понимает, что в них написано. Предлагает каждому взять по письму и расшифровать их, т. е. разгадать символы, которые обозначают предметы прошлого.

Выясняют, что письма прислали люди из прошлого, чтобы мы не забыли названия предметов, которыми они пользовались.

Далее предлагается детям найти в музее предметы прошлого, определить их назначение и объяснить, почему человек изменил предметы, которыми пользовался в прошлом. В конец игры с помощью символов дети могут зашифровать предметы настоящего и отправить письма в будущее.

Такие игры вызывают живой интерес к рукотворному миру и людям его создающим. Дети начинают задавать вопросы: "А что было до швейной машинки?" "Кто придумал куклу?"

У детей появляется интерес и желание участвовать в преобразовании предметов. Например, дети придумывают транспорт для доктора "Айболита".

Но путешествовать можно не только в прошлое предметов. Можно путешествовать не "Морское дно", "Путешествовать по Японии", и т. д.

Организация и проведение таких игр напоминают подготовку к театральному спектаклю.

Играя, дети погружаются в организованную взрослым ситуацию, превращаются в "индейцев", "древних греков", "африканцев", "обитателей подводного царства", "полярников".

В таких играх могут решаться самые различные задачи, от психологических до познавательных.

Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, мифологии, истории, знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов мира. Готовясь к путешествиям, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся читать и считать.

Предлагается вести "Летопись путешествий".

Когда приходят гости, дети, показывают рисунки и рассказывают о загадочных событиях, происходящих в группе.

Таким образом, у детей появляется потребность в получении новых знаний.

Публикации по теме:

«Дидактические игры как средство ознакомления детей с органами чувств» Старший дошкольный возраст отличается интенсивным психическим развитием, которое создает благоприятные условия для ознакомления детей с.

Конспект по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел»Конспект по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел» задачи: познакомить с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания о хлебе, его изготовлении. Познакомить с профессией пекаря.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта воспитателем младшей возрастной группы М. И. Ревиной по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 2 Осуществляя работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром, важным условием её эффективности считаю взаимосвязь детского сада.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 3 3.4. Результативность педагогического опыта. Результативность опыта заключается в эффективной организации совместной деятельности педагога.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными. Часть 4 Интеллектуальные- игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки. Например, игра «Вопросики». Развивает, стимулирует.

Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными Уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию мой опыт работы, который был защищен на муниципальном уровне и имеет соответствующий.

Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель: Обратить внимание ребёнка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра, как средство ознакомления с окружающей действительностью
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 22:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД