Игра-путешествие «В цирке»

ирина бондаренко
Игра-путешествие «В цирке»

Тема: Согласный звук [М]( [М,], БУКВА «М». Звуковой анализ слова «малыш».

Цель: учить выделять первый согласный звук в слове ; познакомить с буквой Мм; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; упражнять в проведении звукового анализа слова («малыш»); закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения и записывать их графически; прививать правила культурного поведения.

Оборудование: рисунки артистов цирка, сделанные из картона, которые вывешиваются в ходе игры (зебра, мишка на велосипеде, слонёнок, тюлень с мячом, маг, матрёшки), карточка с изображением буквы «М»(шрифт чёрный, картинка - схема слова «малыш», конверты с фишками (красного, синего и зелёного цвета, фасоль.

Активизация словаря: купол, чудак, лабиринт, арена, жонглёр.

Ход занятия – игры.

1. Организационный момент.

- Ребята, нас пригласили в гости. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали.

(цирк)

У каждого из вас есть входной билет. Входим рядами. (У первого ряда билеты с буквами А, О, И. У второго ряда билеты с буквами Э,ы,У.)

-Посмотрите внимательно и скажите,какие буквы изображены на билетах и какие звуки они обозначают?

- Почему вы, решили, что это гласные звуки?

-Чем отличается звук от буквы?

- Молодцы! Задание выполнили правильно. Рассаживайтесь по удобнее, соблюдая правила культурного поведения.

Представление началось!

- Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши).

-Где вы её могли видеть?

(На проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов.)

- Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Своё название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного).

Для чего нужна такая разметка (Для контраста)

Зебра нам предлагает познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей. – Давайте послушаем историю и поиграем вместе с ней.

Жила- была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

- Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м].) Какой первый звук в песенке кошки? ([мь].)

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м-мь]». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме; «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоём слове есть сразу два звука».

- Какие два звука имела ввиду Маша (Звук[м. ]) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова.)

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м-мь].На клумбе росли цветы: ирисы,маки, пионы.

-Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки.) Почему?

Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».

Почему так сказала Маша (В словах манная, молоко – первый звук [м].)

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.

-Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук[м].)

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по- флотски.

-Какие звуки, слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки[м-мь].)

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м-мь]», - ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю,- сказал папа, посадил Машу на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Чёрненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?»

(Мышки.)

- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привёз тебе игрушку. Угадаешь - будет твоя:

Бьют его рукой и палкой-

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут».

(Мяч.)

- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки[м-мь] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твёрдо, во втором произносится- мягко и этот звук согласный, так как при произнесении этого звука во рту встречаются преграды.

Вывод: как видим из примеров, согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Звуки [м-мь]- согласные, могут мягкими и твёрдыми.

Задания мы выполнили правильно, значит мы можем перейти с вами дорогу тоже правильно, так как мы с вами знаем правила перехода дороги.

- Молодцы!

На арену цирка выезжает косолапый Мишка.

- Говорят - «косолапый медведь» А как он умеет педали вертеть! Помогите Мишутке проехать по звуковому лабиринту.

Игра «Камень-вата»

-Ребята, я сейчас буду вам читать стихотворение, а вы внимательно слушайте. Поднимите синюю фишку, если в конце строки стихотворения услышите твёрдый согласный [м]. Зелёную фишку покажите, если услышите мягкий звук [мь].

На полу скребётся мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залёг в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил

Он водичкой руки мыл.

- Молодцы! Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. (Дети хлопают в ладоши)

- А сейчас нас приветствуют матрёшки.

Физкультминутка «Матрёшки

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки.

- На арене цирка выступает слонёнок. Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием.

Слонёнок просит вас выполнить звуковой анализ слова «Малыш».

«Мммалыш» - первый звук [м]. При произнесении этого звука во рту встречается преграда –он произносится при помощи губ. Это согласный звук. Он произносится твёрдо, обозначаем его синей фишкой.

«мааалыш»- второй звук[а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.

«малллыш» - третий звук [л. ] Это согласный звук, так как произносить его мешает язычок. Он произносится твёрдо, на схеме обозначим его синей фишкой.

«малыыыш»- четвёртый звук [ы]. Это гласный звук, на схеме обозначим его красной фишкой.

«малышшш» - пятый звук [ш].Это согласный звук, при произнесении его во рту встречаются преграды. Он произносится твёрдо. На схеме обозначим его синей фишкой.

- Сколько всего звуков в слове? (Пять.)

- Сколько согласных звуков? (Три.) Назовите их.

- Сколько гласных звуков? (Два) .Назовите их.

- Сколько в слове слогов? Определите. (Два.)

Вывод: сколько гласных звуков, столько и слогов.

- Составьте со словом «малыш» предложение и запишите его схематично.

- Молодцы, дети! Вы правильно выполнили звуковой анализ слова, составили красивые предложения и записали их схематично. И теперь у вас есть новый друг – добрый смешной слонёнок.

А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг!

- Я узнал, - говорит он, что вы ходите в детский сад в подготовительную группу и очень хорошо занимаетесь. Как вы думаете звук [м] имеет свой знак- букву? А звук [мь] имеет свою букву? Я вам сейчас раскрою секрет нашего языка: в русском языке твёрдые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м] и[мь]

Где метро, там буква М.

Хорошо известно всем.

Рассматриваются элементы буквы, буква прописывается в воздухе.

- Ребята, давайте пропишем букву М в воздухе (поворачиваюсь спиной к детям и вместе с детьми прописываем букву в воздухе, комментируя наши движения).

- А сейчас выложите букву М из фасоли. (Дети выкладывают букву из фасоли, перечисляя элементы буквы М).

- Вот перед вами тюлень- жонглёр. Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (Нет).

- А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.

- Ребята, тюлень говорит, что в слове «малыш» звук [м]- мягкий? (Нет, он не прав в этом слове звук [м ] произносится твёрдо значит он обозначает твёрдый звук [м]).

В слове «мишка», звук [мь]- мягкий. (Да, в этом слове звук [мь] произносится мягко - тюлень прав.

А ещё он говорит, что звуки [м]и [мь] обозначаются двумя буквами Эм и Эмь. (Нет: в русском языке твёрдые и мягкие звуки обозначаются одной буквой М (Эм).

- Тюлень ещё утверждает, что звуки [м]и[мь]- гласные. (Нет - это звуки согласные, так как при произнесении этих звуков во рту встречается преграда –он произносится при помощи губ.)

- Самый ли ловкий тюлень? (Нет).

- Сколько раз он ронял мяч? (Три раза).

- Кто же оказался ловким – он или вы?

(Дети естественно скажут, мы.)

- А это скромно? (Нет не скромно).

Скромность украшает человека.

Представление подошло к концу и артисты предлагают спеть песенку. ---Давайте споём вместе с ними.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му- му-му – молоко кому?

Мо-мо- мо- едим эскимо!

Мы-мы-мы – подождём зимы.

Ми- ми-ми – пойте ноту «ми»!

Ребята, вы у меня молодцы! Артисты прощаются с нами и ждут нас на следующем представлении. Давайте с ними попрощаемся и поблагодарим их за задания которые они для нас приготовили.

Используемая литература:

1. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Издательство: Просвещение 1991г.

2. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада». Воронеж 2005г

3. Т. И. Гризик «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». Москва «Просвещение» 2006г.

4. О. М. Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Волгоград: Учитель 2009г.

5. Журналы «Дошкольное воспитание»

Публикации по теме:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие на небитаемый остров» Программное содержание: - Познакомить с буквой «Ж», закрепить понятие о том, что звук «Ж» в русском языке всегда твёрдый согласный. - Продолжить.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
Автор публикации:
Игра-путешествие «В цирке»
Опубликовано: 16 октября 2012 в 18:22
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...