Игра-путешествие «В цирке»

ирина бондаренко
Игра-путешествие «В цирке»

Тема: Согласный звук [М]( [М,], БУКВА «М». Звуковой анализ слова «малыш».

Цель: учить выделять первый согласный звук в слове ; познакомить с буквой Мм; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; упражнять в проведении звукового анализа слова («малыш»); закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения и записывать их графически; прививать правила культурного поведения.

Оборудование: рисунки артистов цирка, сделанные из картона, которые вывешиваются в ходе игры (зебра, мишка на велосипеде, слонёнок, тюлень с мячом, маг, матрёшки), карточка с изображением буквы «М»(шрифт чёрный, картинка - схема слова «малыш», конверты с фишками (красного, синего и зелёного цвета, фасоль.

Активизация словаря: купол, чудак, лабиринт, арена, жонглёр.

Ход занятия – игры.

1. Организационный момент.

- Ребята, нас пригласили в гости. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали.

(цирк)

У каждого из вас есть входной билет. Входим рядами. (У первого ряда билеты с буквами А, О, И. У второго ряда билеты с буквами Э,ы,У.)

-Посмотрите внимательно и скажите,какие буквы изображены на билетах и какие звуки они обозначают?

- Почему вы, решили, что это гласные звуки?

-Чем отличается звук от буквы?

- Молодцы! Задание выполнили правильно. Рассаживайтесь по удобнее, соблюдая правила культурного поведения.

Представление началось!

- Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши).

-Где вы её могли видеть?

(На проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов.)

- Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Своё название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного).

Для чего нужна такая разметка (Для контраста)

Зебра нам предлагает познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей. – Давайте послушаем историю и поиграем вместе с ней.

Жила- была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

- Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м].) Какой первый звук в песенке кошки? ([мь].)

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м-мь]». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме; «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоём слове есть сразу два звука».

- Какие два звука имела ввиду Маша (Звук[м. ]) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова.)

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м-мь].На клумбе росли цветы: ирисы,маки, пионы.

-Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки.) Почему?

Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».

Почему так сказала Маша (В словах манная, молоко – первый звук [м].)

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.

-Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук[м].)

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по- флотски.

-Какие звуки, слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки[м-мь].)

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м-мь]», - ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю,- сказал папа, посадил Машу на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Чёрненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?»

(Мышки.)

- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привёз тебе игрушку. Угадаешь - будет твоя:

Бьют его рукой и палкой-

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут».

(Мяч.)

- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки[м-мь] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твёрдо, во втором произносится- мягко и этот звук согласный, так как при произнесении этого звука во рту встречаются преграды.

Вывод: как видим из примеров, согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Звуки [м-мь]- согласные, могут мягкими и твёрдыми.

Задания мы выполнили правильно, значит мы можем перейти с вами дорогу тоже правильно, так как мы с вами знаем правила перехода дороги.

- Молодцы!

На арену цирка выезжает косолапый Мишка.

- Говорят - «косолапый медведь» А как он умеет педали вертеть! Помогите Мишутке проехать по звуковому лабиринту.

Игра «Камень-вата»

-Ребята, я сейчас буду вам читать стихотворение, а вы внимательно слушайте. Поднимите синюю фишку, если в конце строки стихотворения услышите твёрдый согласный [м]. Зелёную фишку покажите, если услышите мягкий звук [мь].

На полу скребётся мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залёг в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил

Он водичкой руки мыл.

- Молодцы! Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. (Дети хлопают в ладоши)

- А сейчас нас приветствуют матрёшки.

Физкультминутка «Матрёшки

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки.

- На арене цирка выступает слонёнок. Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием.

Слонёнок просит вас выполнить звуковой анализ слова «Малыш».

«Мммалыш» - первый звук [м]. При произнесении этого звука во рту встречается преграда –он произносится при помощи губ. Это согласный звук. Он произносится твёрдо, обозначаем его синей фишкой.

«мааалыш»- второй звук[а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.

«малллыш» - третий звук [л. ] Это согласный звук, так как произносить его мешает язычок. Он произносится твёрдо, на схеме обозначим его синей фишкой.

«малыыыш»- четвёртый звук [ы]. Это гласный звук, на схеме обозначим его красной фишкой.

«малышшш» - пятый звук [ш].Это согласный звук, при произнесении его во рту встречаются преграды. Он произносится твёрдо. На схеме обозначим его синей фишкой.

- Сколько всего звуков в слове? (Пять.)

- Сколько согласных звуков? (Три.) Назовите их.

- Сколько гласных звуков? (Два) .Назовите их.

- Сколько в слове слогов? Определите. (Два.)

Вывод: сколько гласных звуков, столько и слогов.

- Составьте со словом «малыш» предложение и запишите его схематично.

- Молодцы, дети! Вы правильно выполнили звуковой анализ слова, составили красивые предложения и записали их схематично. И теперь у вас есть новый друг – добрый смешной слонёнок.

А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг!

- Я узнал, - говорит он, что вы ходите в детский сад в подготовительную группу и очень хорошо занимаетесь. Как вы думаете звук [м] имеет свой знак- букву? А звук [мь] имеет свою букву? Я вам сейчас раскрою секрет нашего языка: в русском языке твёрдые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м] и[мь]

Где метро, там буква М.

Хорошо известно всем.

Рассматриваются элементы буквы, буква прописывается в воздухе.

- Ребята, давайте пропишем букву М в воздухе (поворачиваюсь спиной к детям и вместе с детьми прописываем букву в воздухе, комментируя наши движения).

- А сейчас выложите букву М из фасоли. (Дети выкладывают букву из фасоли, перечисляя элементы буквы М).

- Вот перед вами тюлень- жонглёр. Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (Нет).

- А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.

- Ребята, тюлень говорит, что в слове «малыш» звук [м]- мягкий? (Нет, он не прав в этом слове звук [м ] произносится твёрдо значит он обозначает твёрдый звук [м]).

В слове «мишка», звук [мь]- мягкий. (Да, в этом слове звук [мь] произносится мягко - тюлень прав.

А ещё он говорит, что звуки [м]и [мь] обозначаются двумя буквами Эм и Эмь. (Нет: в русском языке твёрдые и мягкие звуки обозначаются одной буквой М (Эм).

- Тюлень ещё утверждает, что звуки [м]и[мь]- гласные. (Нет - это звуки согласные, так как при произнесении этих звуков во рту встречается преграда –он произносится при помощи губ.)

- Самый ли ловкий тюлень? (Нет).

- Сколько раз он ронял мяч? (Три раза).

- Кто же оказался ловким – он или вы?

(Дети естественно скажут, мы.)

- А это скромно? (Нет не скромно).

Скромность украшает человека.

Представление подошло к концу и артисты предлагают спеть песенку. ---Давайте споём вместе с ними.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му- му-му – молоко кому?

Мо-мо- мо- едим эскимо!

Мы-мы-мы – подождём зимы.

Ми- ми-ми – пойте ноту «ми»!

Ребята, вы у меня молодцы! Артисты прощаются с нами и ждут нас на следующем представлении. Давайте с ними попрощаемся и поблагодарим их за задания которые они для нас приготовили.

Используемая литература:

1. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Издательство: Просвещение 1991г.

2. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада». Воронеж 2005г

3. Т. И. Гризик «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». Москва «Просвещение» 2006г.

4. О. М. Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Волгоград: Учитель 2009г.

5. Журналы «Дошкольное воспитание»

Публикации по теме:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие на небитаемый остров» Программное содержание: - Познакомить с буквой «Ж», закрепить понятие о том, что звук «Ж» в русском языке всегда твёрдый согласный. - Продолжить.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
Автор публикации:
Игра-путешествие «В цирке»
Опубликовано: 16 октября 2012 в 18:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подготовке к творческому конкурсу экологических макетов «Земля — наш...
В нашем детском саду «Колокольчик» руководство объявило о творческом конкурсе изготовления экологических макетов «Земля – наш общий дом», цель которого,...
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе Теме: «Белая береза»
Программное содержание: Совершенствовать художественные навыки и умения детей, учить использовать в своем творчестве новые знания. Развивать эстетическое и...
Фотоотчет «Поделки детей и родителей к Новому году»
Уважаемые коллеги! Сегодня, после выходных дней, наши родители, вдохновленные детскими просьбами, принесли в детский сад поделки на выставку к Новому...
Дидактическая игра «Я — художник» для детей старшей и подготовительной групп
Цели игры : Обеспечивать художественно-эстетическое развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;...
Концерт-дефиле в День матери 
- ДЕФИЛЕ ПАРАД КОСТЮМОВ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА» В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ» Форма проведения: Театрализованный...