Папки-передвижки

Консультация «Игра — это серьёзно!»

Валентина Васильева
Консультация «Игра — это серьёзно!»

Игра – основная деятельность детей. В своих играх дети обычно отражают собы-тия, явления и ситуации, которые остановили на себя их внимание и вызвали инте-рес. Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими игрушками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение дей-ствительной, окружающей его жизни. Отражая жизнь, ребенок опирается на извест-ные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. При этом игра ребенка не является точной копией того, что он наблюдает.

Публикация «Консультация „Игра — это серьёзно!“» размещена в разделах

Известно, что отношение ребенка к окружающему миру складывается под влия-нием оценок взрослых и их эмоционально – выразительного отношения к событиям, явлениям, людям. В игре, как в никакой другой деятельности, реализуется стремле-ние ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни. Велико влияние игры на чувство детей. Она обладает притягательной способностью завораживать челове-ка, вызывать волнение, азарт и восторг. По настоящему, игра осуществляется только тогда, когда её содержание дано в острой эмоциональной форме. Постановкой игро-вых задач взрослый поддерживает сотрудничество дошкольников с другими детьми. Ролевое поведение взрослого является стержнем, на котором держится деловое взаимодействие ребенка со сверстниками. Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель создает вместе с детьми ситуацию совместного игрового творче-ства, учитывая, что у некоторых детей слабая игровая инициатива, а возможно и неразвитое воображение, помогает создавать образы персонажей, также воспитатель сам начинает игровые действия.

Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. К этому вре-мени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, свя-занные с осознанием своих отношений с взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После 3х лет в развитии ребенка на-блюдаются противоречивее тенденции, с одной стороны у него появляется целый ряд нереализуемых потребностей, желаний. Отсюда и возникает игра, которая с точ-ки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята, как во-ображаемая реализация нереализуемых желаний.

Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании ребенка раннего возраста. Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвра-щается к тому образу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его, «врастает» в него постепенно, без принуждений, добровольно. Произ-вольность действий детей является характерной особенностью сюжетно – ролевых игр.

В процессе игры ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем и замещать необ-ходимые для игры предметы. Творческая ролевая игра в данном случае своеобраз-ный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в об-ласть фантазий и наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни. Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности, является внутренняя по-требность ребенка в активном участии в жизни взрослых. На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширенное у ребенка представление об окружаю-щей действительности. В условиях детского сада – игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так, как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятель-ности, взаимно обуславливающих одна другую – игра и труд и занятие. Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры, помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения – уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.

В игре выясняется:

- как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре;

- вступает ли в конфликты с другими участниками игры;

- умеет ли сдерживать непосредственные побуждения;

- готов ли помочь товарищу;

- внимательность к другим участникам игры;

- точность в выполнении роли и т. д.

Интерес к играм содействует его умственному развитию, обогащению и углубле-нию знаний, формированию общественных представлений. Игровой интерес активизирует не только восприятие, память, но и мысль, речь ребенка, побуждает его применять приобретенные знания в практической деятельности. О наличии развитого игрового интереса, можно говорить в том случае, если ребенок более или менее длительное время не отвлекается от игры, если он выражает желание брать определенную роль,и у него есть любимые роли, если ребенок не желает прекращать игру и выражает сожаление по поводу ее окончания, если он охотно и активно выполняет все виды работ: лепит, рисует, строит, мастерит игрушки, атрибуты, связанные с темой игры, ведет оживленные разговоры с воспитателем, родителями и детьми об игре после окончания игры.

Дети младшего возраста могут ради достижения более важного результата отка-заться от приятного удовольствия. Мотивом такого поведения в данном случае яв-ляются моральные чувства: жалость, сострадание, которые проявляются раньше, чем убеждения, привычки, знания и нормы поведения. Однако сами эти чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания, их нужно воспитывать.

Одной из программных задач организации жизни детей 3-4 лет, является форми-рование умения играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно иг-рать вместе. В группах детей четвертого года жизни продолжается развитие сюжет-но – ролевых игр. Это игры в «семью», «строителей», «врача», «магазин», «шофе-ров». Из перечисленных выше игр, наиболее близкой детям темой, является игра «семья». Дети четвертого года жизни, как мальчики, так и девочки, постоянно про-являют интерес к играм. Они любят переодевать, кормить, укладывать кукол в по-стель, катать их в коляске, носить на руках. Особенно детям нравиться готовить кук-лам обеды. Они с удовольствием что – то помешивают в кастрюле, наливают в та-релки, чашки, кормят ложечкой своих «детей».

Особенное важное место среди игрушек занимает кукла. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет» : действия выполняет серьезно, обстоятельно все время, поучая куклу. Это в свою очередь, обучает и его самого.

Детям этого возраста уже доступно понимание нравственного смысла деятельно-сти людей по уходу за малышами в семье. Игры с куклами всегда социально моти-вированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств: нежности, добро-ты, жалости, сочувствия, ласки. Но в реальной жизни часто отсутствуют условия, позволяющие упражняться в проявлении чувств к малышам, и это, как показывает опыт, до некоторой степени компенсируется в играх с куклами.

Основными предпосылками для устанавления контактов между детьми в ходе развертывания сюжета, является интерес к содержанию игры, желание принять уча-стие в ней, стремление научиться или научить товарища тому, что умеешь делать сам. В ходе игры дети помогают друг другу, наблюдают за играми сверстников. Од-нако в ходе игры, у них возникают определенные трудности в установлении под-держания контактов. С одной стороны, это обусловлено недостаточным запасом знаний, ограниченность личного опыта, низким уровнем воображения, активности и самостоятельности, а с другой – это связано с межличностными отношениями. Игра – есть потребность растущего детского организма.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Русская традиционная кукла Веснянка» Видео Три года назад мне на глаза в книжном магазине попалась книга Н. В. Шадуровой "Традиционная тряпичная книга. С нее началось мое увлечение.

Родительское собрание «Азбука игры» Родительское собрание на тему: «Азбука игры» Разработали и провели: социальный педагог Давыдова Ольга Николаевна, воспитатель Филимонова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игра — это серьёзно!»
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 07:24
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД