МААМ-картинки

Игротека для родителей «Вместе играем, память развиваем»

Татьяна Пиляева
Игротека для родителей «Вместе играем, память развиваем»

Игротека для родителей

«Вместе играем, память развиваем

Автор: Пиляева Татьяна Степановна, воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида № 60 г. Асбест

Пояснительная записка

Признание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Без согласования с родителями педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Публикация «Игротека для родителей „Вместе играем, память развиваем“» размещена в разделах

В соответствии с этим изменяется и позиция детского сада в работе с родителями, а именно, необходимо совершенствовать формы и методы сотрудничества педагогов и родителей для создания единого образовательного пространства на основе ФГОС ДО.

В своей педагогической деятельности для установления доверительного делового контакта с семьей, непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, повышения их психолого-педагогических компетентностей использую различные активные формы взаимодействия с семьями воспитанников группы, такие как: мастер-класс, семинар-практикум, педагогическая мастерская, круглый стол и другие.

Дети, посещающие нашу группу компенсирующей направленности, имеют не только тяжелые нарушения речи, но у них слабо развиты и психические процессы, такие как память, внимание, воображение.

И очень часто обращения родителей к психологу и педагогам связаны с вопросами, касающимися развития памяти у дошкольников. Ребенок плохо запоминает стихи, быстро забывает все выученное, не может воспроизвести то, что увидел или услышал.

А ведь память является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

И, чтобы развить умение быстро, точно, полно воспринимать, узнавать и воспроизводить материал в условиях нарастающего информационного бума и внедрения различных развивающих программ в современных школах, необходимо активное взаимодействие педагогов и родителей по развитию памяти у дошкольников.

Поэтому, с целью удовлетворения потребностей и поддержки образовательной инициативы родителей, чтобы повысить их интерес к предложенной теме, провела родительское собрание в форме игротеки «Вместе играем, память развиваем».

Родителям были предложены игры на развитие различных видов памяти, которые они могли использовать с детьми в домашних условиях.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу готовности ребенка с ОВЗ к школьному обучению через игровую деятельность.

Задачи:

1. Совершенствовать представления родителей о значении различных видов памяти в развитии интеллектуальных способностей детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

2. Обогатить практический опыт родителей по организации игровой деятельности детей в семье.

3. Способствовать объединению усилий семьи и педагогов детского сада в развитии игровых умений и навыков у детей.

4. Продолжать развивать навыки рефлексии у родителей.

Планируемый результат:

+ - усовершенствованы представления родителей о значении памяти в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи;

+ - обогащен практический игровой опыт родителей;

+ - сформировано единое понимание роли игры в деятельности дошкольников;

+ - развиты навыки рефлексии у родителей.

Материалы и оборудование: на столах у родителей по три полоски красного, синего и зеленого цвета и фигурка ребенка, белая бумажная салфетка, белый лист бумаги формата А4, фломастеры; у педагога - карточка с геометрическими фигурами, «чудесный мешочек» с различными предметами; памятки для родителей.

Ход игротеки

Добрый вечер! Мы рады видеть Вас на нашей сегодняшней встрече!

Время летит быстро и очень скоро Ваш малыш пойдет в школу. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасение, тревогу. Думаю, и вы – не исключение.

Упражнение «Дорога к школе»

Возьмите фигурку ребенка и поставьте на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе:

красная дорожка означает сильную Вашу тревогу, беспокойство,

синяя – умеренное беспокойство,

зеленая – нет никакой тревоги.

(Родители выполняют упражнение, педагог делает вывод).

Конечно, все Вы волнуетесь, и, конечно, беспокоитесь неслучайно, ведь это переломный период в жизни Вашего малыша: главным станет учеба, он приобретет новое положение в обществе. И от того, насколько готов Ваш малыш к школьному обучению, зависит его отношение к школе, учебе.

Но что же включает в себя готовность ребенка к школе?

Это не только знания, умения и навыки, это и физиологические, и познавательные, и психологические аспекты, которые должны гармонично сочетаться в ребенке, готовом к школьному обучению.

Одним из необходимых условий развития интеллектуальной готовности ребенка к школе является память.

А нашим детям, имеющим психологические проблемы и тяжелые нарушения речи, необходима систематическая, целенаправленная помощь в развитии различных видов памяти.

Дошколятам надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания, поощрять желание запоминать.

Но как же развивать память?

И педагоги, и психологи в этом вопросе единодушны: только в игре!

Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет, а значит, для того, чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить в игре.

Память ребенка прекрасно развивают разнообразные игры, а так же заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, игры в шашки и шахматы.

И сегодня мы приглашаем Вас на игротеку «Вместе играем, память развиваем!» Надеемся, что наши игры помогут Вам развить на только память, но и познавательные интересы Ваших детей, подготовить их к школе.

Упражнение «Ажурная салфетка»

И сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие – ни на кого не смотреть, слушать только мою инструкцию. Перед каждым из Вас лежит салфетка, возьмите ее

- сложите салфетку пополам,

- оторвите правый верхний угол,

- опять сложите пополам,

- оторвите правый верхний угол,

- сложите салфетку пополам,

- оторвите правый верхний угол,

- сложите салфетку пополам,

- оторвите правый верхний угол,

- раскройте салфетку.

(Родители выполняют задание)

Вопросы родителям:

- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?

- Как Вы считаете, что развивает у детей выполнение данного упражнения?

Вывод: очень важно научить ребенка не только слушать, но и слышать педагога, действовать по инструкции.

Сейчас поиграем в игру «Нарисуй фигуры»

Посмотрите внимательно на карточку, запомните расположение геометрических фигур. Возьмите фломастеры и нарисуйте на листе бумаги те фигуры, что запомнили, учитывая их цвет и размер.

(Воспитатель показывает карточку, затем убирает ее, родители выполняют задание)

Вопросы родителям:

- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?

- Как Вы считаете, какой вид памяти развивается у детей в этой игре?

Вывод: в этой игре развивается зрительная память, а так же умение ориентироваться на листе бумаги и, конечно, знания о геометрических фигурах, их качественных признаках.

Предлагаю Вам игру «Чудесный мешочек»

В моем чудесном мешочке лежат разные предметы. Вы на ощупь должны определить предмет, назвать его и только потом достать из мешочка и показать всем.

(Воспитатель подходит к каждому из родителей, они выполняют задание)

Вопросы родителям:

- Возникли ли у Вас какие-то трудности? Почему?

- Как Вы считаете, какие способности развиваются у детей в этой игре?

Вывод: у дошкольников развивается способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, т. е. тактильная память. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.

Двигательную память детей развивает такая игра, как «Цепочка действий».

Но в этой игре есть главное условие – сначала выслушай, а потом выполняй!

Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь направо, потом налево, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите: «Ух!»

(Родители выслушивают задание и выполняют его)

Вопросы родителям:

- Были ли трудности? Почему?

- Какие качества развиваются в данной игре у детей?

Вывод: в данной игре развивается не только двигательная память, но и умение выслушивать задание до конца, умение ориентироваться в пространстве, умение определять направление движения.

Следующая игра называется «Я положил (а) в мешок»

Давайте представим с Вами, что мы собрались в длительное путешествие. И нам необходимо взять с собой много еды, вещей и т. д.

(Родители договариваются, что будут называть, например, фрукты и овощи)

Я начинаю игру и говорю: «Я положила в мешок яблоки». Следующий играющий должен повторить сказанное и добавить еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Вопросы родителям:

- Были ли трудности? Почему?

- Что развивает эта игра у детей?

Вывод: эта игра развивает у детей способность слушать, слышать и запоминать последовательность слов, т. е. развивается слуховая память; активизируется и обогащается словарь дошколят.

Итог.

Конечно, существует множество других игр, способствующих развитию и памяти, и внимания, и воображения, некоторые из них потребуют от взрослых немало времени и сил, а возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных дел или интересов.

Но за это Вы, родители, будете вознаграждены: совместные игры с ребенком подарят Вам бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной стране детства, познавая мир вместе со своим малышом; играя, Вы поможете ему подготовиться к постоянным умственным нагрузкам, успешно адаптироваться в новом детско-взрослом коллективе.

Рефлексия «Все в моих руках»

Будущее Ваших детей в Ваших руках!

Предлагаю Вам взять лист бумаги, ручку или карандаш, обвести свою руку и вписать внутри контура ответы на вопросы:

- больше всего мне понравилось…

- в дальнейшем я буду использовать с ребенком дома…

- сегодня я узнал (а) новое…

- неожиданным для меня сегодня было…

- я и раньше знал (а) то, что сегодня услышал (а…

(Родители по желанию озвучивают свои ответы)

И закончить нашу встречу хочется словами великих людей:

«Память слабеет, если ее не упражняешь» - Цицерон,

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» -

В. А. Сухомлинский.

Играйте в удовольствие!

Публикации по теме:

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Процессы демократизации в системе образования,.

Рабочая программа для детей подготовительной к школе группы «Семицветик» Вашему вниманию предлогается презентация Рабочей программы для детей подготовительной к школе группе «Семицветик». Данный материал был предложен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротека для родителей «Вместе играем, память развиваем»
Опубликовано: 28 января 2015 в 10:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД