МААМ-картинки

Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста

Ирина Ковинько
Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста

Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов, вместе с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики, что соответствует педагогике искусства.

Цель проведенного исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необходимыми и эффективными в своей работе.

Публикация «Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Методическая направленность данной игровой методики базируется на идеях Карла Орфа, Золтона Кодая, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, на использовании авторских методик В. Емельянова, опыта работы музыкальных педагогов-новаторов В. Жилина, Т. Тютюнниковой. Автором была адаптирована игровая методика обучения пению, предложенная О. В. Кацер [2]. В методический комплекс были включены упражнения для формирования речевого пения, разработанные американским педагогом С. Риггзом, а так же игровые приемы для развития вокальной импровизации.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога [1].

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.

Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению : «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Например:

а) «Взял пальто в прихожей

Раз-два-три, и я – прохожий

Я по улице иду у прохожих на виду

Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу».

(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

б) «Град, а Град? Ты чему так рад? Ударяют пальцами по голове

Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?»

Отвечает град: «Я совсем не рад по щекам

Просто солнца луч просверлил бока у туч.

И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу!» по бровям

(Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с лошадиными поводьями)

в) «Катя, Катя, ха-ха-ха «щёлкают» языком

Оседлала петуха

Петух заржал

На базар побежал»

(«Тпрррр» - 2-3 раза)

г) «Федя-медя, требуха кусают кончик языка

Съел корову и быка

Съел пятнадцать поросят

Только хвостики торчат»

(Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)

д) «сказка про язык» :

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы, в губки (стучат языком в губы, постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».

2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный;

Например:

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко;

б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;

в) вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта, выдох – 5. Тренировать дыхание по таблице:

3 – 2 – 5 3 – 2 – 10

4 – 3 – 5 3 – 2 – 15

5 – 4 – 5 3 – 2 – 20

5 – 5 – 5 (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).

3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

Например:

Педагог Дети

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…

Кто-то «укал» у-у-у…

Кто-то хрюкал хрю-хрю….

Кто мяукал мяу….

Кто-то топал топают

Кто-то крыльями захлопал руками по телу

И кричал «Ау» «А-ууууу….»

И глазищами вращал штробас

Лес не спал наперебой говорят

всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал»

4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.

«Ехал странный пассажир

Вёз в кошёлке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением)

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит наклон вперёд

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт наклон назад

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром» выделяют слово «жиром» (с отвращением)

5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Например:

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

«Ванна – море руки в сторону

Я – пароход руки перед собой в «замок»

Полный назад шаг назад

Полный вперёд шаг вперёд

Права руля руки вправо

Лево руля руки влево

Мчусь я по морю вращают руками перед собой

Руками бурля

Я бы доплыть да Австралии смог плавательные движения перед собой

Жаль, что на кухне протёк потолок» меняют высоту голоса от

«писка» до баса

б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики. Рассказывают вместе с педагогом.

«Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

(шёпотом) Второй-то карман ведь остался

(громко) Я завтра его оторву!

Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

1) формирование и развитие певческой интонации;

2) песенное творчество;

3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной [3].

Публикации по теме:

Методика работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией Разработкой методики преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией занималась Е. Ф. Архипова, Л. В.

Методика Железновых в работе с дошкольниками В своей работе для развития речи и мелкой моторике рук детей младшего возраста я применяю методику Железновых. Методика пользуется большой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 21:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД