Ольга Хребтова
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Игровое занятие в подготовительной группе «Огонек здоровья»
Работая в социально-реабилитационном центре, я каждый день сталкиваюсь с проблемами детей, которые стали социальными сиротами, т. е. их родители не справляются с возложенными на них функциями вследствие разных причин: употребление алкогольных напитков, эмоционально-конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей, жестокое обращение. В любом случае страдают несовершеннолетние дети. Они оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников, Игровое занятие в подготовительной группе „Огонек здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Когда на занятиях по здоровому образу жизни, я провела анкетирование «Взгляд детей на пьющих родителей», то в отношении пап дети были настроены более миролюбиво, а к пьянству мам отнеслись отрицательно. Наблюдения показывают, что многие из детей в старшем дошкольном возрасте попробовали вино, пиво, сигареты.
Поэтому важно проводить профилактику с детьми данной категории с детства.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, отметив в каком состоянии, приходят родители к детям, я решила проводить с детьми игровые занятия по профилактике пагубных привычек.
Цель занятия : формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о здоровье человека как самом ценном и дорогом; формировать представление о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм человека; воспитывать умение противостоять дурному влиянию окружающих.
Предварительная работа: рисование рисунков «Страна Здоровья», беседа на тему «Кто такие Черные братья?», просмотр мультфильмов «Как медведь трубку курил», «Цапля курильщица».
Материал: воздушные шары, мультимедиа, кукольный театр, мяч.
Ход занятия
Педагог:
Хотите здоровыми быть?
Хотите здоровье сохранить?
Тогда послушайте сейчас
Какие привычки бывают у нас.
- Из этих строк вы могли понять, о чем пойдет речь на нашем занятии. Это – привычки. Привычка – это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.
Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они, словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Назовите, какие полезные привычки вы знаете? (Ответы детей).
Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами.
Назовите, какие вредные привычки вы знаете? (Ответы детей)
Педагог: Чтение сказки «Возвращение Гулливера»
Великий путешественник Гулливер после пяти лет странствий вдали от родного берега вернулся к себе домой. Он не желал больше путешествовать и думал только об отдыхе после опасных приключений в стране Великанов и Лилипутов. Но как только он ступил на пристань со своего корабля, его поразила странная картина: вся территория порта была окутана дымом. Он огляделся и заметил людей, которые держали в руках соломинки и каждые 20 секунд подносили их ко рту, после чего выпускали противно пахнущий дым.
- Я долгое время не был на родине и хотел бы побольше узнать о произошедших за это время изменениях? Вы не могли бы мне рассказать об этих странных соломинках, - обратился Гулливер к курильщикам.
- Ты и впрямь, дружище, долго не был в наших краях, если не знаешь, что такое сигарета и как с ней надо обращаться - ответил ему курильщик.
Курильщик достал пачку сигарет, вытащил сигарету и стал прикуривать от спички.
- Почему вы курите, ведь запах такой противный - спросил Гулливер.
- Не знаю, как остальные, я давно курю, еще со школы. Конечно, запах дыма очень неприятный, но я уже привык к нему. Да и вообще, дружище, курить вредно для здоровья. Я и сам бы хотел бросить, но проклятая привычка берет верх надо мной – ответил курильщик.
После разговора с незнакомцем Гулливер уяснил, что такое странное для него обращение с таинственными соломинками называется курение, и оно входит в привычку человека, которая наносит вред здоровью. По дороге домой Гулливер решил зайти к своему знакомому доктору, чтобы по подробней узнать о вреде курения и о том, как в его стране появились эти странные соломинки.
Гулливер пошел к своему знакомому доктору.
- Здравствуй, приятель. За время моего путешествия вы тут научились курить странные соломинки, которые продаются во всех торговых палатках и стоят недешево. Удивительно, как много рекламы сигарет на улицах. А почему сигареты продают только с 18 лет? – поинтересовался Гулливер у доктора.
- Понимаешь, в чем дело. Курение наносит очень большой вред здоровью. В дыме от сигарет множество вредных веществ, но самыми вредными из них считаются никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин заставляет наше сердце биться быстрее, из-за чего оно изнашивается. Угарный газ мешает организму получать необходимый для всех органов кислород, а табачные смолы загрязняют наши легкие и приводят их к болезни. Курильщики часто кашляют – ответил доктор.
- Спасибо за интересный рассказ – поблагодарил Гулливер доктора и направился к себе домой.
Гулливер, подойдя к своему дому, увидел садовника, который ухаживал за цветами. Садовник очень обрадовался возвращению Гулливера. Они сели на лавочку и садовник закурил.
- Ты куришь? Зачем? – спросил Гулливер у садовника.
- Сам не знаю. Попробовал из любопытства. Сначала это было забавно, а теперь не могу отказаться от этой привычки – ответил садовник.
Гулливер покачал головой. Он заметил, что садовник очень изменился. Он перестал улыбаться, его пальцы пожелтели. Гулливер отсутствовал всего 5 лет, а по внешности садовника можно было подумать, что Гулливер странствовал 20 лет. Гулливер понял, почему сигареты не продают детям. Гулливер насторожился. «А вдруг моя семья курит?» - подумал он и поспешил домой.
Навстречу выбежали жена и дети. Гулливер их крепко обнял.
- Дети, а как вы относитесь к курению? – спросил Гулливер у своих детей.
- Я окончил школу, мечтаю, стать футболистом, поэтому курение будет мне только мешать в будущем – ответил сын Джон своему папе.
- Я слежу за своим здоровьем. Во-первых, я чищу зубы 2 раза в день: утром и вечером. Во-вторых, принимаю утром душ и растираюсь махровым полотенцем. В-третьих, после занятий в школе посещаю секцию тенниса. Ну, а в-четвертых, я хочу хорошо учиться в школе, а курение только будет этому мешать – ответила дочь Лиза.
Гулливер был рад и возвращению домой, и здоровью своей семьи.
Беседа.
- Какая вредная привычка появилась у людей, пока Гулливер путешествовал?
- Что произошло с кожей садовника?
- Что вы узнали о табачном дыме?
- Ребята, как вы думаете, нужно ли пробовать курить?
Игра «Главные враги кожи».
Педагог:
Надуваю два воздушных шарика и предлагаю детям нарисовать на них две смешные рожицы. Затем один шарик медленно сдувается. Объясняю детям, что тоже самое происходит с кожей человека, пьющего алкогольные напитки или курящего. Демонстрируются слайды, на которых изображены здоровые люди и люди, злоупотребляющие алкоголем и курящие.
Задания для детей:
1. Как вы думаете, как выглядит здоровая и больная кожа. Объясните, почему так непривлекательно выглядит кожа людей, знакомых с Алкоголем или Никотином?
2. Выскажите свое мнение, сможет ли человек, подружившийся с Алкоголем или Никотином, победить на конкурсе красоты и здоровья?
3. Объясните, как сохранить свою кожу здоровой и красивой?
4.
Игра малой подвижности «Осторожно - это враги!»
Предлагаю детям встать в круг. Бросаю мячик со словами «Черные братья опасны, потому что…», дети должны продолжить фразу.
Например: Черные братья опасны потому, что…
- человек не может быстро бегать, прыгать.
- отнимают у человека друзей (делают его лживым, раздражительным)
- кожа становится желтой, морщинистой.
- люди, которые много выпивают, теряют работу.
Ролевая игра «Мы говорим - нет!»
Предлагаю детям для инсценировки ситуации с использованием кукольного театра.
Ситуация 1
Куклы встречают вместе новогодний праздник. Каждая должна приготовить что-нибудь для праздничного стола: Белочка решила испечь пирожки для всей компании, лисичка – приготовить вкусное мороженое, Пьеро – салат, который делает каждого немножечко поэтом. А Волчонок сказал, что обязательно принесет на праздник вино. Куклы пытаются отговорить его, однако Волчонок уверяет их, что вино поможет сделать праздник веселым.
Ситуация 2
Зайчонок очень огорчен: с ним из зверят в лесу никто не хочет дружить, говорят, что он, Зайчонок, еще маленький. Что же делать малышу?
И тогда зайчонок решил всем доказать, что он уже взрослый и самостоятельный. Незаметно от родителей достал он из папиного кармана сигарету и отправился на полянку, где собирались все зверята. «Хотите попробовать, - предложил малыш удивленным зверятам. – Вы что, боитесь? Вы что, маленькие?»
Вопросы для обсуждения:
- Правильно ли поступили наши герои?
- Можно употреблять спиртные напитки маленьким детям и курить сигареты?
- Объясните, как, не прибегая к помощи сигареты, Зайчонок может найти себе друзей?
- Чтобы праздник был интересным, что можно приготовить Волчонку для друзей?
- Как поступили бы вы в данных ситуациях?
Итог занятия.
Список использованной литературы:
1. Журнал «Дети дома» - №5 – 2012 год.
2. Журнал «Детский дом» - №4 – 2013 год.
3. И. А. Лысенко «Долго ли до беды?»
4. Г. П. Попова «Дружить со спортом и игрой».
5. Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина «Физическое развитие и здоровье».