МААМ-картинки

Игры для развития речи в старшей группе детского сада

Легудева Татьяна
Игры для развития речи в старшей группе детского сада

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

а) «Лишнее» слово среди существительных.

Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.

Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Публикация «Игры для развития речи в старшей группе детского сада» размещена в разделах

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак.

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, весна, осень, лето.

Мама, подруга, пап, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

Месяц, день, год, небо, час.

Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение,

Яблоко, слива, огурец, груша.

Молоко, творог, сметана, хлеб.

Час, минута, лето, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, шапка, рубашка.

Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

Береза, дуб, сосна, земляника.

Книга, телевизор, радио, магнитофон

Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

Яблоко, крыжовник, смородина, малина.

Телевизор, Шкаф, стул, кровать.

Кукушка, сова бабочка, сорока.

Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

Ромашка, береза, ель, тополь.

Помидор, огурец, морковь, слива.

Шапка, берет, шляпа, носок.

Топор, пила, ручка, рубанок.

Медведь, лиса, плюшевый мишка, заяц.

б) «Лишнее» слово среди имён прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) «Лишнее» слово среди глаголов.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, слушал, ринулся, накинулся.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибыл, убежал, прикатился.

Пришёл, пожаловал, смотрел, явился.

Выбежал, вошёл, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошёл, подошёл.

«Верно ли это?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают.

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз,

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети? (Л. Станч)

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры :

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

5. Цветами, ваза, на, с, стоит, столе.

6. Прекрасная, воскресенье, в, была, погода.

7. Мороженое, дети, любят.

8. Медведь, в, зимой, берлоге, спит.

9. Сильный, подул, ветер.

10. На, птицы, юг, улетели.

11. Наступит, зима, скоро.

12. Белый, заяц, зимой.

«Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа).

***

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого.

Я видел двух свинок.

Без шляп и … (ботинок)

***

Постой, не тебе ли

На прошлой неделе.

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

***

Робин Бобин Барабек.

Скушал сорок … (человек)

***

Он сказал: «Ты злодей,

Пожираешь людей,

Так, за это мой меч –

Твою голову с … (плеч)

***

Муравей, муравей

Не жалеет … (лаптей)

***

Где убийца, где злодей?

Не боюсь его … (когтей)

«Летает, а не птица»

Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное.

Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

В тёмной темнице

Красны девицы.

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

***

Красные лапки

Щиплют за пятки (Гусь)

***

Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач)

***

Не зверь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

***

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

(Цыплёнок)

***

Летела птица,

Не перната, не крылата,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьёт,

Человечью кровь прольёт.

(Комар)

Много мастеров

Срубили избу без углов.

(Муравьи)

***

Маленький мальчишка

В серомярмячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В поле ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

***

На полянке возле ёлок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)

***

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его… (скворец).

***

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу,

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

***

Верещанья, белобока.

А зовут её …. (сорока).

***

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :

Друг - дружок, пирог - пирожок, сапог - сапожок, снег - снежок, рог - рожок, луг - лужок, творог - творожок, флаг – флажок, утюг- утюжок, круг – кружок, берег – бережок, шаг – шажок.

«Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие) – кожаные, белые.

Шляпа (какая) – черная, большая…

Туфли (какие) – осенние, красивые…

Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая) - белая, праздничная….

Шуба (какая) - меховая, теплая…

«Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Ход игры : воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая, лиса хитрая - лисичка хитренькая, заяц белый - зайчик беленький, сапоги чистые - сапожки чистенькие, ветка короткая - веточка коротенькая, шишка длинная - шишечка длинненькая, ворона черная - вороненок черненький, снег белый - снежок беленький.

«Посчитай-ка»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей; одна кукла, две куклы, пять кукол; одно облако, два облака, пять облаков; один дуб, два дуба, пять дубов; одно окно, два окна, пять окон…

«Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

«Близкие слова»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно… пасмурно, ветрено…

Дидактическая игра «Два – две»

Огурец – два огурца, ваза – две…вазы, стул – два. стула, вишня – две…вишни, стол - два…стола, слива – две…сливы, кот - два …кота, кошка – две…кошки, чашка – две…чашки, машина – две…машины, окно – два…окна, дерево – два…дерева, тюльпан – два …тюльпана, роза – две…розы, помидор – два…помидора, кастрюля – две…кастрюли, костюм – два…костюма, майка – две…майки, глаз – два глаза, рука – две руки, нога – две ноги и т. д.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математике в средней группе детского сада Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы: игры, развивающие умение сопоставлять количество.

Игры с мячом для детского сада • Съедобное-несъедобное Все игроки садятся в ряд (например, на лавочку). Перед ними (на расстоянии, примерно 5 шагов) встает ведущий. Он.

Пальчиковые игры для детского сада «Транспорт» Пальчиковая игра "Автобус" Едет-едет наш автобус, Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки) Едет-едет наш автобус, Крутит, крутит.

Пальчиковые игры — отличное средство не только для развития мелкой моторики рук, но и для развития речи Видео Разучивание стишков с применением пальчиковой гимнастики развивает речь, воображение,пространственное мышление, внимание, ведёт к формированию.

Подвижные игры для старшей группы детского сада. Часть 1 Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении.

Подвижные игры для старшей группы детского сада. Часть 2 Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту» Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге,.

Подвижные игры по ПДД для детского садаПодвижные игры по ПДД для детского сада Добрый день, коллеги, наступила весна и дети стали проводить много времени на улице, а это безопасность детей на дороге, которая всегда.

Подвижные игры по ПДД для детского сада Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения.

Роль предметно-развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников Роль предметно-развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников Подготовила: Воспитатель МБДОУ д-с №4 «Солнышко».

Учебно-методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Презентация Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития речи в старшей группе детского сада
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 12:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД