Лучший педагог года

Игры с буквами

гульфира галиакберова
Игры с буквами

Игры с буквами,написанными мелом на доске

Это игры не нуждаются в предварительной подготовке. Необходимы лишь цветной мел и школьная доска.

"Покажи быстро!"

Цель:Развивать быстроту реакции,навык работы с указкой.

На доске нарисованы знакомые детям буквы. Вызванный ребенок берет указку и показывает буквы,которые называет педагог или другой ребенок. Если ребенок хорошо знает буквы,его заинтересует скорость работы с указкой.

"Напиши букву правильно"

Публикация «Игры с буквами» размещена в разделах

Цель:Развивать память,координацию движений.

Два-четыре ребенка,вызванных к доске одновременно,должны нарисовать мелом названную взрослым букву.

"Подчеркни букву в слове"

Цель:Развивать внимание,координацию движений.

Педагог записывает на доске какое-либо слово. Дети читают это слово,а вызванный ребенок находит в нем и подчеркивает названную взрослым букву.

"Дорисуй букву"

Цель:Развивать мышление,воображение,память.

Перед игрой педагог повторяет с детьми знакомые им буквы. Взрослый рисует на доске две-три вертикальные линии. Каждый вызванный ребенок пририсовывает к палочке элементы задуманной им буквы и называет ее.

"Стиралки"

Цель:Развивать внимание.

Дети поочередно называют слова,педагог записывае их на доске. Затем предлагает вызванному ребенку аккуратно стереть в словах определенную букву. ("Сотри все буквы Н").Ребенок выполняет задание. В игру поочередно вступают остальные дети и стирают в словах другие названные буквы. Игра продолжается до тех пор пока доска не станет чистой.

"Волшебники"

Цель:Развивать мышление,сообразительность.

Педагог рисует на доске букву и предлагает превратить ее в другую букву. Чтобы это сделать ребенок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.

Превращения букв :

А-Л

З-В

К-Ж

И-Й

Л-М

Н-Ч

Р-Ф

Ц-Щ

Э-О

Е-Г

П-Д,Г

Г-Т,Р,Ф и. т. д.

"Хлопушки-топотушки"

Цель:Развивать быстроту реакции,координацию движений.

На доске написано пять букв. Педагог объясняет правила игры :если он указывает указкой на букву А,нужно хлопнуть в ладоши,если на букву С-топнуть, на букву К-поднять руки вверх и выполнить упражнение "фонарики",на букву Р-встать,на букву Я-закрыть лицо ладонями.

Темп игры выбирает взрослый.

"Какая буква лишняя?"

Цель:Развивать внимание,мышление.

На доске записаны ряды букв.

Л Л А К

К К М К

Н Ч Ч Ч

М Л Л Л

Ю О Ю Ю

Педагог поочередно вызывает детей к доске. Каждый ребенок зачеркивает лишнюю букву в одном из рядов и называет ее.

"Вычеркивалки"

Цель:Развивать внимание,умение составлять из букв слово.

Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы

А Р Д А Н Т Н Ы Д

Педагог вызывает ребенка,предлагает назвать и зачеркнуть буквы,которые встречаются два раза,затем назвать оставшиеся буквы.

Второй вариант. На доске записаны ряды букв

Р Д Ж Р Ы С Ж М С

К Л С И Л Н С О

У П И Ж Ж Л У К А В В

Сначала дети поочередно называют и зачеркивают в каждом ряду буквы,которые встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляют слова.

В первом ряду-"дым",во втором-"кино",в третьем-"пилка".

"Сколько в этом слове букв?"

Цель:Развивать внимание.

Педагог записывает на доске слова с повторяющимися буквами :крик,каша,сосулька,молоко,вата,торт,кукуруза,ли-лия,ванна,дядя,дерево,болото,клюшка,кулак,дождь,вечер.

Потом по очереди вызывает детей к доске. Вызванный ребенок сначала читает слово,а затем отвечает на вопрос, например:"Сколько в слове "крик" букв К?" или "Какая буква два раза повторяется в слове"каша?"

"Сотри неправильную букву"

Цель:Развивать внимание.

На доске написано несколько букв и их зеркальное изображение. Ребенок зачеркивает или стирает неправильно написанные буквы.

"На что похожа буква?"

Цель:Развивать память, воображение.

Педагог пишет на доске букву,называет ее и спрашивает на что она похоже. Дети предлагают варианты (А похоже на лесенку,Е на сломанную расческу и т. д).Педагог превращает букву в изображение названного предмета.

"Какая буква убежала из слова?

Цель:Развивать внимание,умение из букв составлять слово.

Педагог записывает на доске слова с пропущенными буквами.

Для детей пяти лет-из трех букв.

С. Р Б. К ДО. .УБ

Для детей шести лет-более длинные слова.

Дети поочередно вписывают в слова "убежавшие" буквы.

"Чем различаются буквы и чем они похожи?"

Цель:Развивать мышление и речь.

Педагог записывает на доске группы из двух и трех букв и спрашивает,чем различаются буквы в каждой группе и чем они похожи.

А Н

В Ф

Б Р Ь

Ш Щ Ц

"Прочитай только свое слово"

Цель: Развивать внимание,сообразительность.

Педагог записывает на доске слова:сыр. йод,дым,лыжи,зуб,рак,торт,вес,ель. игра,пол,кот. газ. оса. Затем поочередно вызывает детей к доске и дает им

задание:прочитать слово,которое начинается на букву З,прочитать слово,которое заканчивается на букву Р,прочитать слово,которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву,и т. д.

Игры с буквами, написанными на карточках

"Угадай, какая буква".

Цель: Развивать сообразительность и быстроту реакции.

Карточки с изученнымы буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Педагог медленно отодвигает ее,открывая букву, написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый отгадает эту букву

"Назови букву".

Цель:Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребенок подходит к столу и берет карточку так,чтобы остальные дети не видели букву. Потом называет слово,которое начинается на эту букву. Дети должны отгадать букву,которая написана на карточку.

"Угадай букву"

Цель:Развивать фонематический слух.

Педагог называет слово. Ребенок выбирает из карточек ту,на которой

написана буква,с которой начинается (или заканчивается)это слово.

Игры с буквами на магнитах

"Какая буква пропала?"

Цель:Развивать зрительную память.

На магнитную доску выставляют пять-шесть букв. Дети смотрят на доску,затем закрывают глаза. Педагог убирает одну букву. Дети определяют,какая буква исчезла.

"Разбросанные буквы"

Цель:Развивать мышление,учить узнавать букву в любом положении.

Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно (лежа,"вверх ногами и т. д.) в нижней части магнитной доски. Ребенок находит названную педагогом букву и выставляет ее в правильном положении в верхней части доски. Игра продолжается до тех пор,пока все буквы не будут выставлены правильно.

"О какой букве я говорю?"

Цель:Развивать внимание.

На магнитной доске выложено несколько букв. Педагог поочередно дает описание каждой, например:"Эта буква стоит на длинной палочке. У нее есть два кружочка:один справа,другой слева".Если ребенок правильно назвал букву,педагог снимает ее с доски.

Ведущим может быть ребенок.

"Вы согласны или нет?"

Цель:Развивать речь,умение отстаивать свое мнение.

Педагог выставляет на доску букву,например К, и говорит:"Дети,это буква К. Вы согласны?".Затем выставляет букву другую,например Н, и говорит :"А это буква В. Вы согласны?".

Педагог выставляет на доску другую букву,например Ш,ускоряет темп игры или вступает с детьми в спор:"Я знаю,это буква Е,у нее есть палочка,которая стоит,и три палочки,которые лежат. Разве это не такая буква?"(Нет,у нее три палочки стоят,а одна лежит. Какая же это буква?

"Составь слово"

Цель:Формировать слоговое чтение.

Двое-трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги,затем слова,которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово,но с пропущенной буквой. Ребенок вставляет пропущенную букву и читает.

Другие игры с буквами

"Пластмассовый конструктор"

Цель:Развивать мелкую моторику рук,воображение.

Педагог знакомит детей с конструктором. Затем дает задание детям-собрать из конструктора буквы.

Для четырехлетних детей:А,Г,П,Е,И,Л,М,Н,О,С,Т,У.

Для пятилетних детей:В,Б,К,М,Р,Х,Ч,З,Ш.

Для шестилетних детей:Д,Ж,Ф,Ц,Щ,Ъ,Ь,Э,Ю,Я.

"Мозаика"

Цель:Развивать сенсорное внимание,воображение,умение различать основные цвета.

Педагог предлагает каждому ребенку выложить из мелких деталей мозаики определенную букву. Предупреждает,что буква должна быть какого-то одного цвета.

Младшие дети выкладывают графически несложные буквы,старшие -более сложные.

"Счетные палочки"

Цель:Развивать внимание,мышление,воображение.

Педагог называет буквы,дети выкладывают их из палочек. Взрослый обращает внимание на разные способы выкладывания одной и той же буквы.

"Кубики с буквами"

Цель:Продолжать учить слоговому чтению,развивать память.

Дети поочередно вынимают из мешочка по одному кубику и называют нарисованные на нем буквы (или находят названную педагогом).Потом они составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.

"Разрезные картинки"

Цель:Развивать память,мышление.

Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках(4\5см).Далее разрезает каждую карточку по диагонали,вертикали или горизонтали на две части и складывает полученные детали в один конверт. Ребенок получает конверт,выкладывает эти детали на стол,собирает буквы и называет их.

"Цветная проволока"

Цель:Развивать воображение,мелкую моторику рук.

Педагог раздает детям куски мягкой цветной проволоки(20-30) и предлагает сделать из них буквы :Л,П,Р,Г,С,Б,В,И,М,У,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ

Во время игры взрослый внимательно следит за техникой безопасности детей.

"Шнурки"

Цель:Развивать воображение,мелкую моторику рук.

Педагог раздает детям по одному цветному шнурку(20-30см)и предлагает выложить на столе буквы.

"Живая азбука"

Цель:Развивать двигательную активность,воображение.

Педагог предлагает каждому ребенку "оживить" одну из букв :Г,О,Т,Р,У,К,Е,З,Х,Ъ,Ф,В,Л,Э,Я,Ч,С,Ь.

"Мимика"

Цель:Развивать внимание,сообразительность.

Педагог без голоса произносит звуки (а,о,у,и,ы,э,б,в,г,д,з,к,л,м,р,п,х).Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами :дети называют букву, сооветствующую звуку,который "произносит" педагог,и показывает ее на карточке.

Публикации по теме:

Настольная игра для подготовки детей к школе с использованием палочек Кюизенера «Чья дорожка длиннее?»Настольная игра для подготовки детей к школе с использованием палочек Кюизенера «Чья дорожка длиннее?» Игра «Чья дорожка длиннее?» поможет в подготовке детей к школе, но она будет любима и младшими школьниками. Цель игры: Развивать фонематический.

Песня для выпускного бала «Не забуду детский сад»Песня для выпускного бала «Не забуду детский сад» Вот опять приходится прощаться с самой моей любимой, подготовительной к школе группой. К выпускному балу, специально для моих любимых выпускников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с буквами
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 19:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД