Лучший педагог года

Игры с математическим содержанием

Ирина Карпова
Игры с математическим содержанием

1. Танцующие цифры. (количество и счет)

Материал. Два набора карточек с цифрами от 0 до 10 двух цветов; две ленты или полоски такого же цвета, как карточки, - ориентир для построения цифр. К одному концу каждой ленты или полоски приклеен цветок.

Ход игры : На столе в случайном порядке лежат все карточки изображением вниз. Играющие берут по одной карточке и под музыку выполняют танцевальные движения. По окончании музыки, «цифры» строятся по порядку вдоль полоски такого же цвета, как их карточка. Обе шеренги стоят лицом друг к другу. Числовой ряд начинается от цветка. Это выглядит так:

* 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Публикация «Игры с математическим содержанием» размещена в разделах

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 *

Дети проверяют правильность построения. По считалке выбирается ребенок, который начинает «цепочку» заданий. Он обращается к любому участнику противоположной команды. Тот выполнив задание, получает право задать свой вопрос «цифрам» другой команды. Таким образом, задания адресуются то одной команде, то другой. Через некоторое время по звуковому сигналу шеренги «рассыпаются». Дети кладут свою карточку изображением вниз и берут другую. Вновь под музыку «цифры» танцуют, затем строятся, и игра продолжается.

Загадки и задания не должны повторяться. Следить за правильностью использования слов «число» и «цифра».

Каждое задание состоит из двух частей.

1. Фактически вопрос адресуется одному игроку, но понять кому предназначена загадка, можно только отгадав ее. В угадывании участвует вся команда. Нельзя называть цифру, которой предстоит выполнить задание. Для этого используется стишок, описание местоположения числа или схожесть цифры с каким-либо предметом.

2. Тот, кому предназначен вопрос, разгадав «хитрость» ведущего, выполняет задание, а остальные играющие проверяют, правильно ли оно выполнено.

Варианты заданий и загадок.

1. Число больше 3 на 1! Как называется фигура, у которой столько же углов, сколько единиц в твоем числе? ( ответ: цифра 4 говорит, что такая фигура – квадрат, или прямоугольник, или ромб).

2. Число, стоящее между числами 5 и 7! Посчитай от себя в обратном порядке до 0.

3. Число меньше 8 на 1! В названии какой сказки ты встречаешься?

4. Цифра, похожая на неваляшку! Назови своих соседей.

5. Цифра, похожая на букву «О»! назови любые три числа, которые больше тебя. (или посчитай от себя до 7).

6. Число, которое больше 5 на 1! Хлопни в ладоши столько раз, сколько показывает твоя цифра.

7. Число, которое меньше 10 на 1! Попробуй постоять не одной ноге столько секунд, сколько единиц в твоем числе, а вы, красные цифры, считайте секунды все вместе.

8. Цифра, стоящая между 1 и 3! Расскажи про себя стишок (или расскажи, чего бывает у человека столько, сколько ты показываешь).

9. Какое число меньше 2 на 1! Назови пять предметов в комнате, которые выше тебя.

10. Число, которое записывается двумя цифрами! Назови три числа, которые меньше тебя.

11. Цифра, которая обозначает число, показывающее, сколько раз в году бывает день рождения! Назови 1 день недели (или месяцы года)

12. Цифра похожая на кочергу! Присядь на один раз больше, чем, сколько ты показываешь.

13. Цифра похожая на лебедя! Назови три предмета, которые бывают длинными.

14. Самая лучшая оценка в школе! Расскажи считалку, где ты встречаешься.

И тому подобное.

2. Живая неделя. (ориентировка во времени)

По принципу танцующих цифр, дети выстраивают неделю. Те дети, которым не хватило карточек, по - очереди задают вопросы дням недели или дают задания что-то сделать.

Вторник красный - топни ногой три раза.

Четверг синий - назови соседей.

Пятница красная - найди столько круглых предметов, сколько обозначает твоя цифра.

Воскресенье синее - хлопни в ладоши на один раз больше, чем твой номер. И т. п.

3. Разговариваем цифрами. (количество и счет)

Суть игры в том, чтоб в предложенных словах расслышать цифры и записать их.

Воспитатель называет слова, дети записывают цифры.

Слова с «единицей», содержащие слово «один», «раз» : Родина, разворот, смородина, зраза, господин, разминка, родинка, праздник, година, разговор и т. п.

Слова с «двойкой», содержащие слог «два» : подвал, рыдван, мордва и т. п.

Слова с «тройкой», содержащие слог «три» : электрик, Австрия, триумф, штрих, хитринка, триллер, трибуна, стриж, сестричка, натрий и т. п.

Слов, содержащий «четыре», не существует, поэтому для игры используем слова, созвучные со словом «четверка» : четверг, четверть, четвертак, четвертинка и т. п.

Слова с пятеркой, в которых слышится слог «пять» : кипятильник, пятерня, распятье, пятно, запятая, пятиборье, пятнашки и т. п.

Слова, с «шестеркой», в которых слышится «шесть» : шестеренка, шесток, новшество, нашествие, пиршество, юношество и т. п.

Слова с «семеркой», содержащие «семь» : семья, семечко, семинар, семьянин, семестр и т. п.

Слов, содержащих «восемь», не существует, поэтому для игры используем слова созвучные со словом «восьмерка» : осьминог, осьмушка, осьминник и т. п.

Слова с «девяткой», созвучные со словом «девять» : девясил, девятерик и т. п.

4. Как получить число. (количество и счет)

Ведущий загадывает число. Задача игроков – найти все возможные способы получения этого числа. Играют числа от 0 до 10.

Н-р: ведущий: четыре.

Игроки: 3 + 1; 2 + 2; 0 + 4; 5 - 1; 6 - 2; 7 - 3; 8 - 4; 9 - 5; 10 – 6.

5. Нецифровая математика. (количество и счет)

Суть этой игры в том, чтобы загадывать загадки, используя математические действия не в отношении цифр, а в отношении предметов и понятий.

Цветок + цветок + цветок + цветок + цветок =? (букет)

Книжка - обложка =? (листок)

Лес + дорога =? (тропинка)

Обезьяна + тигр + медведь =? (зоопарк)

6. Голодная акула. (количество и счет)

Голодная акула разевает пасть в ту сторону, где больше еды. Ведущий предлагает по два блюда для голодной акулы, а игроки решают, в какую сторону ей открывать рот.

В этой игре нужно не только уметь сравнивать числа, но и отделять съедобное от несъедобного, а большие предметы сопоставлять с маленькими.

7 апельсинов > 4 апельсина - акула разевает пасть в сторону 7 апельсинов.

2 пирога и 8 стульев - акула разевает пасть в сторону 2 пирогов, так как стулья несъедобные.

10 ягод малины и 2 тарелки супа - акула разевает пасть в сторону супа, поскольку его больше.

6 яблок и 3 карандаша; 8 конфет Морские камушки и 3 эскимо на палочке и т. п.

7. У кого больше… (количество и счет)

… лап - у кошки или попугая?

… хвостов - у лягушки или собаки?

… ушей - у мышки или свинки?

… глаз - у змеи или крокодила?

… перьев - у кукушки или тигра?

… клювов - у петуха или коровы? И т. д.

8. Посмотри вокруг. (ориентировка в пространстве, формы)

Что бывает круглое?

Что бывает квадратным?

Что бывает треугольным?

Что бывает коротким?

Что бывает широким? И т. д.

9. Круги Эйлера. (количество и счет, ориентировка в пространстве)

Для игры нужны два круга, которые пересекаются друг с другом.

Возьмите три пуговицы или бусинки и положите их так, чтобы:

В красном круге было 2 пуговицы, а в синем – 1;

В красном круге 3 и в синем круге - 3.

В красном круге 2 и в синем круге - 2.

В красном - 3, а в синем - 4.

В красном - 4.

В красном - 2, в синем 2.

В красном – 3, в синем - 3.

Кроме этого с кругами и набором из 24 разных геометрических фигур можно играть и так:

Сначала выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе с двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча; вне обоих обручей.

Затем один из играющих даёт задание, например: расположить геометрические фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри синего – все синие. После расположения фигур дети отвечают на вопросы: - Какие фигуры лежат внутри обоих обручей? Внутри синего, но вне красного? Внутри красного, но вне синего? Вне обоих обручей?

Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз с разными вариантами. Затем можно усложнить: добавить еще один обруч.

Прежде всего, выясняется, как следует называть каждую из образовавшихся восьми областей (первая - внутри трех обручей; вторая – внутри красного, но вне синего и зелёного; третья - внутри синего, но вне красного и зелёного; четвёртая – внутри зелёного, но вне красного и синего; пятая - внутри синего и красного, но вне зелёного; шестая – внутри зелёного и красного, но вне синего; седьмая – внутри синего и зелёного, но вне красного; восьмая - вне всех обручей). Затем выясняется по какому правилу расположены фигуры. Например: внутри красного обруча – все красные, внутри синего все маленькие фигуры, а внутри зелёного - все квадраты. После этого выясняется, какие фигуры лежат в каждой из восьми областей, образованных тремя обручами.

10. Отгадай сколько… (количество и счет)

Возьмите 7 орешков. Зажмите в одной руке 2 орешка, а в другой 5. покажите ребенку, сколько в одной руке орешков и пусть он сам догадается, сколько в другой.

Или накройте несколько орешков стаканчиком. Сколько видно? Сколько под стаканчиком? И т. п.

11. Закончи предложение. (ориентировка во времени)

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).

Делаем зарядку мы утром, а ужинаем … (вечером).

Идем мы в садик утром, а спим … (ночью).

Смотрим «Спокойной ночи» мы вечером, а обедаем … (днём). И т. п.

12. Солнце. (ориентировка в пространстве)

Солнце светит нам с тобою. Где, скажи?. (над головою).

А теперь ответим сами, где наш пол? Он… (под ногами).

Бабочка, махнув крылом пролетела (над цветком).

Заяц машет нам с тобой из норы, что (под землею)

Птичьи трели за горою, где поют? (над головою)

И бежим мы по дорожке. Листья стелятся (под ножки).

Мы с тобой заходим в дом, видим лес, где? … (за окном).

Вот окно мы видим с вами, где оно? Да … (перед) нами!

13. Бабочка. (ориентировка в пространстве)

Бабочка села на ромашку, которая растет на первой строке в третьем ряду.

Бабочка перелетела на колокольчик, где он растет?

Куда потом полетит? (начертить сетку из квадратов 5х5)

14. Дорисуй. (ориентировка в пространстве, методы ТРИЗ)

У каждого ребенка на листочке нарисован домик, в котором изображены фрагменты разных предметов ( например: игрушек, или фруктов, или геометрических фигур, или животных, или посуды и т. п.). Детям предлагается угадать, кто в доме живет. После того как все жильцы будут расселены, попросить рассказать, кто, где живет.

Например: - Кто живет на третьем этаже справа?

- В какой квартире живет?

15. «Слалом». (ориентировка в пространстве)

Поставьте на одной прямой три (или более) предмета. Играющий должен с завязанными глазами обойти их змейкой, стараясь при этом ничего не задать. Второй ребёнок подаё т ему команды: «Сделай шаг вперёд, теперь два шага влево, а сейчас – шаг вправо». За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку (и тому, кто шёл, и тому, кто подавал команды). Потом второму ребёнку завязывают глаза, а команды подаёт третий. И так продолжается до тех пор, пока все не испробуют и то, и другое. При этом, естественно, надо обеспечить безопасность играющих. Ребёнок, подающий команды, может занимать разные позиции. В самом простом варианте он стоит лицом по направлению движения в начале пути. Потом его можно поставить в конце пути лицом против движения или же сбоку. Таким образом, пространственные понятия тренируются сразу у обоих играющих.

16. «Обойди спиной». (ориентировка в пространстве)

Поставьте на одной прямой три (или более) предмета. Играющий должен обойти их все змейкой, двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Второй ребёнок подаёт команды. Потом спиной вперёд идёт второй, а команды подаёт третий играющий и т. д. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку.

Усложнить задание можно так: поиграть перед большим зеркалом. Дети должны определить направление движения, наблюдая за своим отражением.

Получается весьма и весьма занятно.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Парные перевертыши» Тема мой город.Дидактическая игра «Парные перевертыши» Тема мой город. Уважаемые коллеги, хочу предложить вам дидактическую игру "парные перевертыши". Дети с удовольствием играют в эту игру в любом возрасте,.

Математические игры Игра «Танцующие цифры» Цель. Совершенствовать представления о числах и цифрах, развивать счётные навыки. Материал. Два набора карточек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с математическим содержанием
Опубликовано: 10 июня 2014 в 12:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД