МААМ-картинки

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности (4 фото)

Алёна Зверькова
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности» размещена в разделах

Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении групповое пространство организовано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и, что важно, – для развития и реализации разнообразных идей.

Помещение групп разделено на так называемые зоны или центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное

количество различных материалов для исследования и игры.

Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской», «Больницей», «Заправкой», «Автомастерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство. С этой целью приобретены столы, полки, мягкие модули, изготовлены ширмы своими руками, которые могут использоваться для различных игр, для того, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства.

Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в центрах, а затем возвращать их на место, сами места хранения выделены и снабжены яркими, красочными этикетками, где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей.

Мы планируем помещения таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

Чтобы удовлетворить потребность детей в уединении, используем ширмы, оформляем уголки «уединения», в которые можно положить подушки-думочки, поставить диванчик или разместить мягкие модули и пр. Таким образом, ребенку спокойно и комфортно работать и играть, в том числе и в моменты самых сложных и интересных игр. Такая организация пространства позволяет сосредоточиться на своем деле и ограничивает риск отвлечения за счет случайного «вторжения со стороны».

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения учитывают, прежде всего, возрастные особенностей детей.

У младших дошкольников активно развивается двигательная деятельность вместе с тем, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, уверенности, поэтому при расстановке оборудования предусматриваем достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения.

В младших группах предметную среду создаем так, чтобы она стимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов, «подсказывала» способы обследования и действий. Игрушки подбираем разных размеров, в нескольких экземплярах, ярких привлекательных цветов.

У детей 4 лет и старше резко возрастает интерес к сюжетно-ролевой игре, поэтому, начиная со средней группы, воспитатели уделяют большое внимание созданию условий для сюжетно-ролевых игр. Как я уже отмечала выше, пространство для игры организовывают сами дети, проявляя свои интересы и замыслы.

В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание: развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки, самооценка, уровень притязаний. Поэтому в группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках, «Дереве добрых дел», персональных выставках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения. На планшете «Моё настроение» дети отмечают свой утренний эмоциональный фон и могут менять его в течение дня. Так же, воспитателями разработана поощрительная система для детей набором фишек или медалей. Продукты творческой деятельности детей педагоги оформляют в индивидуальные папки «Успеха».

В групповом помещении на самом видном месте вывешивается плакат или почетная доска с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки каждого воспитанника.

Принцип индивидуализации обеспечивается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится. Это обеспечивается через насыщение групп развивающими играми, пособиями, в том числе повышенного уровня сложности, с учетом

образовательных потребностей и индивидуальных способностей каждого воспитанника.

Постоянно действующая выставка творчества ребенка, размещенная на 1 этаже, развивает его и вызывает чувство гордости. На сайте детского сада демонстрируются видео-ролики с достижениями воспитанников и педагогов ДОУ.

Организованная таким образом среда в помещениях ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

В нашем учреждение имеется группа компенсирующей направленности. В организации ее развивающей предметно-пространственной среды были учтены особые образовательные потребности детей с ОВЗ, что тоже предполагает индивидуализацию среды.

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности
Фото №1 Индивидуализация развивающей предметно пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного Фото №2 Развивающая предметно пространственная среда Фото №3 РППС Развитие ребенка
Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУБлагоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 06:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД