МААМ-картинки

Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и ИКТ

Марина Саранча
Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и ИКТ

«Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и информационно- коммуникационных технологий»

На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.

Публикация «Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и ИКТ» размещена в разделах

Под индивидуализацией понимается процесс построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом деятельности. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому ребенку предоставить возможность проявить индивидуальность и неповторимость.

ФГОС ДО образовательную область «Речевое развитие» выделяют как основную, так как речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, игры. Речь традиционно рассматривается в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. В связи с этим, развитие речи дошкольника на современном этапе становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Современная ситуация в системе дошкольного образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его индивидуализацию в подходах к решению речевых проблем ребенка, побуждает нас, педагогов, к поиску новых форм и технологий развития речи детей. К таким технологиям можно отнести: информационно-коммуникативные технологии и метод проектной деятельности. Внедрение ИКТ не только меняет традиционный взгляд на дошкольное образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствовании форм и методов организации образовательного процесса по развитию речи. Все создаваемые образовательные материалы с помощью средств ИКТ можно использовать в совместной деятельности в процессе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Работая над развитием речи дошкольников педагог может создать свои мультимедийные презентации по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонематического восприятия; овладение элементами грамоты; развитие и обогащение словаря; формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволит:

1. Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Излагать логично и последовательно свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Формировать умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Использовать в речи художественные достоинства родного языка, проявлять желание самостоятельно создавать их.

5. Проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

Применение ИКТ усиливает:

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует речевую активность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; способствует повышению качества дошкольного образования.

Достаточно продуктивной является такая форма организации совместной деятельности, как проектная. Она показала свою высокую эффективность в организации образовательного процесса с детьми по развитию речи. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы каждого ребенка. Проектный метод позволяет формировать у детей компетенции и компетентности, которые предполагают развитие способности и готовности:

- к автономным действиям (самостоятельным, независимым, к формированию субъектной (индивидуально-личностной) позиции;

- к кооперативным действиям (совместным, к формированию социально-личностных качеств, которые предполагают коммуникативную активность.

Метод проектов :

- формирует коммуникативные навыки;

- созда т условия для поддержки и развития детских интересов и способностей;

- является эффективным средством речевого развития дошкольников;

- компенсирует проблему дефицита общения;

- развивает познавательный интерес;

- развивает творческое мышление;

- формирует нравственные качества личности;

- нацелен на развитие индивидуальности реб нка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Данные подходы к организации работы по речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи, позволяя развивать личностные субъективные качества реб нка посредством активизации мотивов общения.

Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты);

2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям;

3) межпредметные интегрированные проекты.

Каждый ребенок имеет возможность поучаствовать в реализации проекта, исходя из своих индивидуальных потребностей и возможностей, развивая и проявляя свои компетенции и компетентности в индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и педагогами.

Рассматриваемые технологии позволяют в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, тем самым способствовать развитию речи каждого ребенка, его коммуникативную активность.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Конспект ООД с использованием проектного метода «Незнайка на необитаемом острове» Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, младший воспитатель Сроки: краткосрочный проект Проблема: спасти Незнайку, попавшего.

Консультация для родителей «Возможности игры как метода обучения ПДД»Консультация для родителей «Возможности игры как метода обучения ПДД» Уважаемые родители, кому-то из Вас может показаться, что правила дорожного движения для детей дошкольного возраста будут непонятны, чрезмерны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и ИКТ
Опубликовано: 16 января 2024 в 20:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД