Лилия
Индивидуальный образовательный маршрут развития вокальных навыков
Индивидуальный образовательный маршрут развития вокальных навыков дошкольника с предпосылками одаренности по пению.
Бобылева Лилия Михайловна
МБДОУ д/с № 36
г. Таганрог
2019 - 2021 учебный год.
Психологически - педагогический портрет ребенка:
Марина Саакян
Возраст – 5 – 7 лет.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут развития вокальных навыков» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У девочки выражены музыкальные способности. Она музыкальна, тонко чувствует музыку, смену настроения произведения. Точно воспроизводит мелодию голосом. Речь ее грамматически правильна, выразительна и эмоциональна. Но девочка отличается неустойчивым вниманием, излишней говорливостью.
Пояснительная записка
Психологические особенности детей 5-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством. Чаще всего одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольники называют пение.
Пение создает условие для музыкального, эмоционального общения дошкольника, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей : общее состояние организма ребенка, кровообращение, дыхание. (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов)
Цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) / привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.
Основные задачи ИОМ:
1. воспитывать и прививать любовь к музыке. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребенка о певческой культуре;
2. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма)’,
3. обучить основам сценической культуры, работе в коллективе;
4. развивать индивидуальные творческие способности ребенка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса;
5. сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности ребенка.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности ребенка.
Основные принципы работы с детьми: активизация познавательной, коммуникативной, музыкально-художественной и практической деятельности детей на продуктивном творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми; равноправный диалог педагога с ребенком; учет потребностей и интересов одаренных детей; создание ситуаций успешности детей, подкреплении достижений детей; учет индивидуальных темпов развития ребенка с ярко выраженными музыкально-творческими способностями. Организация музыкальной деятельности таких детей осуществляется с помощью индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Формы и методы работы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим проявлениям и практическим действиям.
Средства обучения: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; аудио кассеты; CD диски.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование.
ИОМ рассчитан на два года.
Возраст ребенка: 5-7 лет.
Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25-35 минут.
Форма работы: индивидуальные занятия.
Планируемый результат:
• наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах)’,
• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении)’,
• участие в конкурсах и концертах, уметь двигаться под музыку;
• умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм)’,
• выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры;
• самостоятельно давать оценку качеству пения;
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Ребенка привлекает к занятиям возможность выступать перед публикой, иметь возможность самовыражения.
1 квартал (сентябрь - октябрь)
Содержание
занятий Репертуар Сроки реализации • Планируемый результат
1 Игровая артикуляционная гимнастика: формировать хорошую артикуляцию посредством раскрепощения артикуляционного аппарата. Упражнение
«Гармошка»
Укрепить мышцы языка. Растягивать
подъязычную уздечку. Сентябрь - ноябрь
2. Дыхательная гимнастика:
1)Активизировать диафрагмальный тип дыхания на коротком ритмичном вдохе и выдохе. 1. «Котенок и шар»
Раскрепощение мышц голосового аппарата, ликвидация зажатости в психике воспитанника. Сентябрь-ноябрь
3. Учебно-тренировочный материал: настроить ребенка на певческую 1) Ломакин Упражнение на одном звуке. На постановку Сентябрь - ноябрь
установку, правильное дыхание и звукообразование. сонорных звуков, пропевание гласных на слоги «ма-мэ-мо -му»
2) Г. Эрнесакс
Упражнение «Едет, едет паровоз» (На расширение певческого диапазона, развитие чувства лада)
4. Слушание и пение. Исполнять
песню ласково. Песни о маме из репертуара А. Кудряшова
«Песенка мамонтенка» В. Шаинский
Учить детей распределять дыхание на длинные музыкальные фразы;
координировать пение с движением. Ноябрь Выступление на празднике «День Матери»
2 квартал (декабрь - февраль)
Содержание занятий Репертуар Сроки реализации Планируемый результат
1 Игровая артикуляционная гимнастика: формировать хорошую артикуляцию посредством раскрепощения артикуляционного аппарата. «Заборчик», «Качели»;
На активизацию мышц языка, губ, нижней челюсти, щек.
Развитие эмоционально - волевой сферы. Декабрь – февраль
2. Дыхательная гимнастика:
1) Развивать диафрагмальный тип дыхания на длительном выдохе.
2)Диафрагмальный тип дыхания путем ритмичного сброса дыхания. Произнесение на одном дыхании скороговорок. На формирование «экономного дыхания» при пении.
2) Упражнение «Насос» На координацию движений рук и туловища с активным выдохом;
3. Учебно-тренировочный материал: настроить ребенка на певческую установку, певческое дыхание и звукообразование. 1) Упражнение «Колесики» по Кинсбрунеру Н.
Развивать чистоту интонирования большой терции, отработку нон легато в пении;
2) Песня Т. Назаровой «Два кота»
На различение звука по высоте в пределах квинты. Декабрь - февраль
4. Слушание и пение песен
1) Передавать в пении характер и настроение песни. «Морской капитан» М. Протасова Чисто интонировать скачки в мелодии, координировать пение с движением. Февраль Сольное исполнение на празднике «День защитника Отечества»
3 квартал (март-май)
Содержание занятий Репертуар Сроки реализации Планируемый результат
1 Игровая артикуляционная гимнастика: формировать хорошую артикуляцию посредством раскрепощения артикуляционного аппарата Упражнение «Белочка», «Лошадка»
На активизацию мышц языка, нижней челюсти, щек;
Развитие эмоционально --волевой сферы. Март - май
2. Дыхательная гимнастика: 1) Активизация
^диафрагмальный тип дыхания путем выдоха с атакой, Способствовать расторможению эмоциональной сферы ребенка. «Хомячок», «Орешек» На развитие мелкой моторики, закреплению звуков «ш», «щ», «п», «ч» в свободной речи. Март - май
3. Учебно-тренировочный материал: настроить ребенка на певческую установку, расширять певческий диапазон ребенка. 1) Ломакин Г.
Упражнение «Солнышко встает»
На развитие умения петь основные ступени лада.
2) Емельянов А.
Упражнение - игра «Машинка»
Пение приемом глиссандо октавы вверх и вниз;
Способствовать раскрепощению артикуляционного аппарата. Март - май
Слушание и пение песен 1) А. Евтодьева Март Выступление на
Исполнять песню выразительно, передавая ее задорный характер.
«По солнечной дорожке» Способствовать правильной передаче ритмического рисунка песни, развивать артистизм.
«Веселая песенка»
А. Ермолов
май праздничном концерте, посвященном празднованию Международного женского дня.
Выступление на празднике: «Выпуск в школу»
Планируемый результат: в процессе вокальной работы с ребенком планируется научить ребенка экономно распределять дыхание в пении на всю музыкальную фразу, чистое интонирование мелодии, четкую дикцию. Развивать артистические способности.