Лучший педагог года

Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Елена Киселёва
Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

В настоящее время, в связи с введением ФГОС, перед педагогами встаёт вопрос об использовании инновационных форм взаимодействия ДО с семьёй согласно новым требованиям. Этот вопрос волнует и воспитателей нашего сада. Одна из задач стандарта: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Публикация «Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Таким образом, в основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. Цель ДО: помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации, новых (инновационных) форм взаимодействия с семьёй.

Выделяют следующие формы взаимодействия с родителями :

1. Информационно – аналитические : анкетирование, тестирование, интервьюирование, почта доверия, вопросы-ответы.

2. Наглядно – информационные : стенды, альбомы, папки-передвижки, фото- выставки, библиотека – передвижка, дни открытых дверей, групповой интернет- сайт.

3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары – практикумы, круглые столы, родительские гостиные, родительские конференции, совместное создание развивающей среды.

4. Досуговые: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы, выпуск семейных газет и журналов, совместные проекты, выставки семейных коллекций.

В нашем саду используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские. Я остановлюсь на нетрадиционных формах.

Ежегодно в саду проводятся совместные семейные праздники: «Алло, мы ищем таланты», Семейный калейдоскоп». Заранее приглашаем мам, пап, бабушек, дедушек. Родители и дети с удовольствием рассказывают, как они проводят вместе семейные вечера. Вместе поют, читают стихи, мастерят поделки, разыгрывают кукольные спектакли, пекут торты, придумывают красивые причёски. Праздник сопровождается весёлыми играми, конкурсами. Участники вечера танцуют, поют, делятся рецептами семейных блюд, раскрывают секреты мастерства. Праздник заканчивается традиционным чаепитием. Все чувствуют себя большой и дружной семьёй, близкими и нужными друг другу людьми. Ещё долго дети вспоминают, как им было весело и хорошо вместе с родителями.

Родители и дети нашего сада очень любят спортивные праздники: «Парк здоровья», «Малые Олимпийские игры», «Мама, папа, я - спортивная семья». Дети с удовольствием участвуют вместе с родителями в весёлых эстафетах, спортивных конкурсах, физкультурных разминках, подвижных играх. Как здорово вместе с папой перетягивать канат, а с мамой прыгать в мешках. И пусть твоя первая медаль за ловкость, быстроту из картона, но ты её заслужил. И родители гордятся первой победой ребёнка.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: выставки рисунков, поделок «Осенний вернисаж», Дары осени», «Зимушка – Зима», «Новогодняя игрушка» и т. д. Родители с удовольствием возвращаются в детство, папы мастерят танки, модельки автомобилей, мамы создают с детьми красивые букеты. И пусть у детей ещё не всё получается, но главное - ребёнок рядом с родителями. Они вместе, они – семья. Ребёнок гордится рисунком или поделкой, которую сделал вместе с родителями. В конце конкурса подводятся итоги. Родители сами оценивают работы, выбирают победителей в номинациях: «Самая креативная игрушка», «Самая творческая» и др.

В саду устраиваются конкурсы спортивных уголков, уголков природы и др. Воспитатели проявляют творчество, выдумку, фантазию, ведь оценивать их работу будут родители. И как приятно получить высокую оценку. Родители подсказывают, советуют, предлагают. Взаимоотношения становятся партнёрскими.

Фольклорные праздники стали традицией сада. С детьми провожаем зиму, встречаем весну закличками, потешками, песнями, изучаем историю родного края. Всё это ново, небычно, интересно детям. И родители, как всегда, приходят к нам на помощь: приносят предметы старины, помогают составить сценарий, готовят атрибуты для игр. Улыбки детей, весёлый смех на празднике - это оценка нашей совместной с родителями работы. Родители помогают организовать экскурсии в краеведческий музей, поездки к местам боевой славы. Нравственное воспитание детей так необходимо в наши дни.

Важное место с родителями занимают круглые столы, родительские гостиные. Эти формы работы проходят нетрадиционно. Это дискуссия, это живой диалог. Обсуждаются важные для родителей темы, задаются вопросы специалистам: логопеду, психологу, приглашаются учителя из школ.

С сентября этого учебного года началась совместная проектная деятельность родителей и детей. Создаётся проект «Растём здоровыми. Конечно, пока инициатива больше исходит от воспитателей, но уже видно, что родителям интересно в ДО. Никогда ещё так часто родители не участвовали в совместных делах ДО и семьи, как сейчас, в рамках проекта. Дети чувствуют себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видят тесное общение педагога с его родителями.

В 2013 году нашим педагогическим коллективом создан групповой сайт в интернете. На этом сайте воспитатели выкладывают фотографии с участием своих воспитанников, консультации для родителей, рассказывают о жизни сада, группы. Так родители могут следить за жизнью своих детей в группе, могут получать информацию в форме педагогических советов. Благодаря сайту, они знают, как правильно организовать игровую деятельность в домашних условиях.

Таким образом, семья и дошкольные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольная организация играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольной организации. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это. Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников и помощников педагога.

Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольной организации и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Публикации по теме:

«Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС» Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 18:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД